«Современные технологии позволяют идентифицировать гражданина, например, при помощи банковской карты или телефонной сим-карты», - сказал он на заседании президиума Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию страны. «В перспективе мы должны выйти на создание электронного паспорта, над чем сейчас работает целый ряд ведомств, компаний и регионов», - заключил глава правительства, добавив, что такой документ появится у россиян уже в 2015 году.

Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров подтвердил, что перед правительством стоит задача с 2015 года начать переход на систему электронных паспортов для граждан России, и в этом направлении уже ведется активная работа. Электронный паспорт придет на смену традиционному бумажному документу.

Планируется, что после вступления закона в силу россиянам дадут 10 лет на замену старых внутренних паспортов. После этого переходного периода они будут недействительны.

Как именно будет работать новый электронный паспорт, пока не до конца ясно. Известно, что станет наследником уже функционирующей Универсальной электронной карты и позволит оплатить государственные, муниципальные и коммерческие услуги,  сможет быть использован в интернете, банкомате, магазине, общественном транспорте, а также будет обеспечивать доступ к электронным государственным услугам.

Сейчас для получения доступа к порталу госуслуг, в котором можно заказать услуги большинства правительственных структур (выдача паспорта, справок и прочие), необходимо пройти сложную процедуру регистрации. Этой процедурой Медведев остался недоволен и потребовал упростить ее. «Я сейчас открыл наш сайт госуслуг. Регистрация сложная... Отдельная тема связана с электронной подписью - нужно радикально упростить ее получение», - сказал он на заседании. «Надо это упростить, иначе у нас это не превратится в нормальный сервис», - добавил он.

Универсальная электронная карта

С февраля 2012 года в пилотном режиме в девяти регионах, а с января 2013 года по всей стране начали выдавать УЭК, которая должна стать переходным этапом к электронным паспортам. Она объединяет в себе идентификационное и платёжное средство, заменяет множество документов и позволяет, в частности, дистанционно заказать, оплатить и получить госуслуги, поставить электронную подпись, записаться на прием к врачу, узнать расписание культурных мероприятий и купить электронный билет, также выполняет функции проездного и банковской карты. Часть услуг владелец карты может отключить, оставив только необходимые. Оформляется она бесплатно, действует 5 лет.

В карту встроен микрочип, хранящий данные и электронные приложения гражданина (идентификационное, банковское, полис ОМС, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и прочие). Разработчики утверждают, что УЭК имеет более высокий уровень защиты от подделки по сравнению с обычными документами.

По словам президента «УЭК» Алексея Попова, к июлю 2013 года карту получили менее 100 тысяч человек и причина столь малого количества желающих в том, что регионы недостаточно активно участвуют в процессе: губернаторы просто не принимают решений о развитии проекта. Социологи отмечают, что население просто не знает о существовании УЭК. Журналисты и эксперты указывают на проблемы, возникающие при реализации проекта. Большинство вопросов связаны с неготовностью инфраструктуры и программного обеспечения, и можно надеяться, что они будут решены. Проект реализуется на деньги акционеров и ОАО «УЭК» и средства региональных бюджетов, деньги из федерального бюджета он не получает.

Россияне одобряют переход к электронным документам

В то же время около половины россиян поддерживают инициативу. Согласно данным опроса фонда «Общественное мнение», проведенного в 2012 году, 52% граждан были бы рады заменить все свои документы на электронную карту, категорически против высказались 27%. Среди положительных моментов респонденты отмечают удобство (не надо носить с собой много лишнего), современность, более быструю работу госорганов. Опасаются россияне проблем при утере карты, возможности взлома, доступа посторонних к личной информации и чрезмерного контроля государства над людьми.

Переход на электронные способы взаимодействия граждан с властью в последние годы активизировался, и стремление правительства сократить количество необходимых каждому гражданину документов объясняется естественным ходом вещей и общей тенденцией к переходу на электронные носители информации. В 2012 году срок рассмотрения электронных прошений уже сократили с 30 дней, как это происходит в случае подачи бумажных документов, до 8 дней, что сделало такой способ коммуникаций с властью еще более удобным.

Православные против УЭК

Карту критикуют религиозные граждане и организации. Многие православные считают, что замена данного при крещении имени на числовые идентификаторы (к которым относят и ИНН), противоречит их убеждениям, а также открывает возможности для контроля государства и корпораций над людьми.

Согласно законодательству, сейчас гражданин может отказаться от оформления УЭК, написав соответствующее заявление. Изначально планировалось сделать выдачу обязательной с 2014 года даже без личного присутствия, но впоследствии по техническим причинам от этого отказались.

Международный опыт

К 2013 году электронные документы используются в более пятидесяти государствах мира. Одним из первых в начале 2000-х годов электронный паспорт ввел Сингапур. Национальные ID-карты выдаются гражданам и резидентам стран Евросоюза, по ним они могут как получать услуги внутри страны, так и выезжать за рубеж. Глава «УЭК» Алексей Попов отмечает, что за три года с момента появления в Германии электронных паспортов из 100 млн немцев ими стали пользоваться 20 млн. «Если у нас в первые годы количество получивших новый паспорт составит 40 млн, то это будет очень хорошим результатом», - заключает он.

Юлия Трусова