Вот уже неделя, как  в России действует «налог на фуры»  - дальнобойщиков на транспортных средствах свыше 12 тонн обязали платить за проезд по федеральным трассам. Перевозчики встретили эту новость массовыми акциями протеста. А система взимания платы «Платон» - параличом. Что изменилось за 7 дней?

 

Итоги недели

 

К 24 ноября в системе «Платон» зарегистрировано уже более 600 тысяч транспортных средств, то есть 60% от всего автопарка. Среди крупных компаний незарегистрированными остались единицы. Всего же потенциальных пользователей системы насчитывается около 1 млн машин.

Система работает по следующему принципу: транспортные компании должны зарегистрироваться на сайте системы «Платон» и пополнить счет в личном кабинете перед рейсом. После перевозчик либо оформляет маршрутную карту, либо устанавливает бесплатное бортовое устройство, предназначенное для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам. 

«У нас в первые два дня были серьезные проблемы с сайтом, с колл-центром. Сейчас проблемы устранены. Были также небольшие проблемы с проездом на международных пунктах пропуска. Сейчас очередей из-за невозможности оплатить проезд по федеральным дорогам не наблюдается», рассказал на пресс-брифинге в «Российской газете» заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов.

Протяженность федеральных трасс в России составляет свыше 50,8 тысячи километров, из них в ведении дорожного агентства - 48, 1 тысячи километров. Остальные дороги курирует концессионер ГК "Автодор".

 

Урон малому бизнесу

Ровно половину от общего ущерба федеральным трассам приходится именно на тяжеловесов, так проезд одного авто массой свыше 12 тонн сопоставим с проездом 25-50 тысяч легковушек.

По оценке Росавтодора, дорожные фонды от введения оплаты за проезд грузовиков в 2016 году должны пополниться на 40–60 млрд рублей. Деньги опять же вернутся в дорогие в виде нового асфальтового полотна.  И вроде бы справедливо. Однако дальнобойщики предупреждают: введение нового дорожного сбора отразится на росте стоимости затрат на перевозки, которые фактически сравняются с текущим заработком на рынке, обрушив и без того шаткую рентабельность этого бизнеса.

Впрочем, по мнению генерального директора ООО "РТ — Инвест Транспортные системы" (оператор системы "Платон") Александра Советникова, опасения их беспочвенны.

«Если взять перевозку до границы с Беларусью, это 400 км. Умножаем на 1.5 рубля – 650 рублей с машины составит удорожание перевозки. Если мы возьмем, к примеру, 24 тонны картошки, килограмм которой стоит порядка 12 рублей. Если это удорожание «размазать» на цену товара, мы не получим даже близко к 1%. Это будут копейки», - считает Советников.

 

Пути объезда

 

Дальнобойщики пытаются найти пути обхода «налога на фуры», а точнее – пути объезда. В некоторых регионах находчивые бизнесмены пытаются объехать федеральные трассы. Однако вряд ли это можно считать выходом из ситуации.

 «Во-первых, не везде такой объезд возможен. Во-вторых, он приведет к удорожанию. Если стоимость перевозки 30р за км, сейчас при цене 1,53р удорожание составляет 5%, при цене 3 р – 10%. Так вот если удлинение пути составит более 10%, то теряется всякий экономический смысл. Да и качество региональных дорог почти везде ниже, федеральных, то объезд, кроме удлинения пути, расходов горючего и тд, приведет к еще большему снижению эффективности перевозки», - сказал на пресс-брифинге в «Российской газете» начальник федерального казенного учреждения "Дороги России" Федерального дорожного агентства Иван Григорович.

Обойти систему штрафов дальнобойщикам также не удастся.

«Сегодня на совещании вице-премьера Дворковича было принято решение, что размер штрафа за первое нарушение будет составлять 5 тыс. рублей, а за повторное – 10 тыс. рублей. Средний пробег автомобиля - 500 км. При ставке 1,53 максимальная оплата – порядка 750 рублей. Таким образом, уплачивая штраф в 5 и 10 тыс. рублей, он понесет большие издержки, нежели при соблюдении закона», - сказал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов.

 

Коллапс на МКАДе

Росавтодор успокаивает, дальнобойщики бунтуют. Протесты проходят практически во всех регионах России. Накануне введения налога более 150 водителей фур встали на «аварийку» на дороге Москва — Крым в Белгородской области. В Новосибирске на федеральной трассе Р-254, требуя отменить сбор, две обочины заняли более 300 большегрузов. И так по всей стране. А 30 ноября кавказские дальнобойщики обещают устроить настоящий коллапс, заблокировав МКАД. Акция в Дагестане, в которой участвуют несколько сотен человек, продолжается уже неделю. Чиновники отказываются общаться с протестующими. На месте акции дежурит ОМОН, который при этом ограничивается лишь отдельными задержаниями. Почему именно дагестанских дальнобойщиков так сильно возмутил «Платон»? Ответ прост.

Дагестан республика аграрная. Целые народы существуют за счет сельского хозяйства, но рынка сбыта там нет. Все, что выращивается, вывозится на российские рынки исключительно на фурах. Для наглядности посчитаем: из Дагестана до Москвы примерно две с половиной тысячи километров.  Каждый километров по 3,73р, плюс базовые расходы, плюс обратный путь, получается порядка  двадцати тысяч рублей. Если соотнести эти доптраты к тем примерно двадцати тоннам, что может брать на себя грузовик, то понятно, что продукция оттуда перестанет быть конкурентоспособной.   Как и прогнозировали бизнесмены, малым предприятиям и хозяйствам в таких условиях просто не выжить.

  Марина Староверкина