Первый указ вводит Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, второй обяжет чиновников пополнять знания в течение всей своей рабочей жизни. Проектам еще предстоит пройти общественное обсуждение, но еще до него их успели обсудить вдоль и поперек все желающие. Оно и понятно – указы предлагают ряд нововведений, которые вполне можно счесть экстравагантными.

 

Хороший, плохой, злой

 

Проект подразумевает три ступени ответственности. Первая: когда выяснится, что человек не прав, но большой беды не случилось (никто не пострадал, нет материального вреда, не задета честь мундира). В таком случае чиновнику просто укажут на ошибку, однако официального наказания не последует. Вторая ступень: когда проступок нанес урон чести самого госслужащего. В этом случае провинившемуся грозит «моральное осуждение». Пока нельзя сказать наверняка, что оно будет из себя представлять, предположительно - нечто вроде «выговора с занесением в личное дело». На первый взгляд «моральное осуждение» звучит несколько комично, однако на практике это будет означать пятно в биографии, которое может серьезно повредить карьере чиновника.

Третья ступень подразумевает полный подрыв репутации и причинение материального вреда. В таком случае вместе с моральным осуждением человека привлекут и к юридической ответственности: административный штраф, уголовная статья и так далее. Вместе со штрафом будет выноситься официальное решение о неэтичном поведении чиновника.

 

Равенство, братство

 

Кодекс будет распространяться на всех госслужащих, в том числе на военных и правоохранителей. Как отмечают сторонники проекта, теперь появятся единые моральные рамки абсолютно для всех, кто служит, и теперь сотрудник сельсовета или столоначальник из федерального министерства будут обязаны строго соблюдать единый для всех кодекс этики. Изначально даже предлагалось ввести требования к внешнему виду чиновников, видимо, чтобы равенство стало тотальным, однако позднее разработчики отказались вводить дресс-код.

«Установление требований к внешнему виду не является предметом кодекса, представляющего собой свод принципов профессиональной (служебной) этики, этических норм и правил служебного поведения», - прокомментировали в Министерстве труда и социальной защиты РФ.

Противоречивые мнения уже прозвучали в адрес нормы, обязывающей чиновников проявлять «терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию». С одной стороны, предлагалось прямо запретить работникам государственных органов при исполнении служебных обязанностей каким-либо образом проявлять или отдавать предпочтение тем или иным видам конфессий, с другой стороны, ряд участников обсуждений просили прописать в этическом кодексе «приоритет традиционной семьи (разнополые родители) и православных ценностей». В том числе четко прописать отношение чиновников к ЛГБТ-культуре, к публичной процедуре убоя домашних животных в дни религиозных праздников, традиционному для отдельных республик двоеженству и понуждению к браку малолетних девочек, а также другим социальным вопросам, которые последнее время активно обсуждаются в СМИ.

Тем не менее, разработчики документа отказались урегулировать эти вопросы, поскольку статус светского государства и так прописан в Конституции России, служащие обязаны уважать все конфессии, а все прочие вопросы, по мнению создателей указа, должны решаться в частном порядке. 

  Ника Бажанова