Как объединить чиновников, молодежные организации и, собственно, саму молодежь? Какие проекты будут реализовываться в регионах? Готовы ли госслужащие выйти за рамки бюрократии в общении с младшим поколением? Об этом в интервью «Росинформбюро» рассказала руководитель отдела образовательных программ Мастерской управления "Сенеж" Екатерина Егошина.   

Программа «Голос поколения» входит  в образовательную матрицу Мастерской управления «Сенеж». На кого она рассчитана? В чем цель проекта?

Программа «Голос Поколений» реализуется по заказу Роспатриотцентра и Федерального агентства по делам молодежи на базе Мастерской управления «Сенеж». Участники этой программы – региональные лидеры молодежной политики, представители министерств по делам молодежи и спорту, комитетов по делам молодежи и  управлений администраций субъектов РФ. Вместе с ними от каждого региона приехали представители молодежных ресурсных центров, представители социально ориентированных компаний, это,

Для слушателей мы спроектировали полугодовую программу из пяти модулей. В рамках этих модулей мы их обучаем управлению проектами и предлагаем уже в ходе обучения начать внедрять новый проект для своего региона.

как правило, руководители отделов кадров крупных работодателей. То есть, получается, что у нас в программе три участника от региона – это представитель власти, представитель молодежного волонтерского движения и представитель бизнеса или  работодателя. Это три стороны, формирующие молодежную политику, и мы хотим, чтобы они научились строить диалог и работать вместе. И встречаются они на площадке Мастерской управления «Сенеж». Для слушателей мы спроектировали полугодовую программу из пяти модулей. В рамках этих модулей мы их обучаем управлению проектами и предлагаем уже в ходе обучения начать внедрять новый проект для своего региона. То есть они или разрабатывают его с нуля, или привозят свой проект, но доводят его до рабочего состояния с помощью экспертов программы. Причем, не каждый индивидуально, а все вместе командой своего региона.  В этой конструкции важно, что в проекте заинтересованы уже три стейкхолдера,  как минимум, и перед ними стоит задача привлекать новых партнеров.  Задача программы «Голос поколения» - в партнерстве и совместной работе и обучении сформировать единую профессиональную команду развития сферы молодежной политики страны.

Т.е. основной аспект в обучении – командная работа?

Да, в команде 3 человека из разных сфер, которые не всегда пересекаются в текущей работе в регионе, не всегда слышат и понимают друг друга. Нам важно, чтобы они вышли из зоны комфорта, шагнули за рамки бюрократических процедур и регламентов, попробовали и поняли работу друг друга, выработали общий понятийный аппарат. Обучаясь, они создают новый проект, взаимодействуют, учатся строить диалог. В следующем году они должны начать внедрять свои проекты, по нашему плану они защищают их и перед экспертами, и перед коллегами, и перед молодежью .  Мы строим жюри из молодежи, которые оценят их работу. Ну и, уже в мае, по завершению обучения, будут защищать свои проекты перед нашими ключевыми партнерами.

Как отбирались участники в программу?

Участников отбирали по направлению губернатора региона, у администраций субъектов была возможность сформировать команду представителей самостоятельно. 

Есть ли какой-то конкурсный отбор участников? Все ли, кто рекомендован в программу, пройдут ее до конца? Есть ли отсев проектов?

У нас есть установочные процедуры, которые мы провели на первом модуле в ноябре. Благодаря этому перед вторым модулем немного обновилась команда. Например, некоторые участники поняли, что эта программа актуальнее коллеге, потому что он этим функционалом занимается.

В команде 3 человека из разных сфер, которые не всегда пересекаются в текущей работе в регионе, не всегда слышат и понимают друг друга. Нам важно, чтобы они вышли из зоны комфорта, шагнули за рамки бюрократических процедур и регламентов.

У нас вся программа сопровождается оценкой компетенций участников. Это позволяет нам, во-первых, сформировать их профиль, во-вторых, выявить дефицит каких-то знаний или практики, и спроектировать программу так, чтобы максимально повысить их квалификацию, знания, компетенции именно в тех моментах, где они в этом нуждаются. Это могут быть softskills, переговоры, командная работа, ораторские навыки или какие-то конкретные знания в сфере молодежной политики, знание нормативно-правовой базы, правил работы, умение работать с грантовой системой. Мы внедряем индивидуальные треки. Исходя из оценок, мы разделяем людей по направлениям: например, вы идете на тренинг по лидерству,  эти ребята идут на тренинг по командной работе и так далее. 

В какой форме проводится обучение?

Это очно-заочный формат. 5 очных модулей, которые проводятся в Мастерской управления «Сенеж», это интенсив в течение 4-5 дней. Также есть межмодульный период. Мы даем командам домашнее задание. В первом межмодуле их заданием было исследовать экосистему молодежной политики своего региона. Проводилось очное анкетирование,  фокус-группы, должны были выстроить цифровые коммуникации, посещать профильные мероприятия своего региона.  Многие отметили, что благодаря этому заданию познакомились с большим количеством интересных людей. Результаты их работы «на земле» лягут в основу большого исследования молодежной жизни Российской Федерации.

Вы даете довольно нестандартные задания в рамках программы. Получили уже отклики от участников? Как оценивают? 

В целом мы видим позитивные отзывы. Конечно, у 225 человек мнения разные могут быть. Задания, которые мы им даем, действительно, достаточно нестандартные. Мы заставляем выйти за рамки привычных процедур работы. Например, в первом модуле, который проходил в Москве, был практический блок, когда мы погружали команды в молодежные субкультуры, причем, самые разные. Заранее никто не знал, что это будет. Вот представьте, чиновника, который привык сидеть в кабинете и участвовать в протокольных мероприятиях, отправили например, к ребятам, которые рисуют граффити по городу. И он должен найти с ними общий язык, понять, чем они занимаются, почему это важно для них и как ему с ними работать, чем заинтересовать.  В рамках программы мы знакомим с большим количеством молодежных практик: киберспорт, скейтбординг, хип-хоп и многое другое.

То есть я правильно понимаю, что чиновники, руководители молодежной политики танцевали хип-хоп?

Да, танцевали. Очень важно помочь выйти из бюрократической такой текучки. Выйти из нее и посмотреть свежим взглядом на происходящие события, попробовать самому. А когда ты пробуешь сам, то ты с бОльшим интересом относишься к этому и по-другому на это смотришь.  У нас был мастер-класс по стрит-арту, ребята, которые рисуют граффити, считаются хулиганами в регионах, они читали лекцию, почему это здорово, как это обернуть на пользу региона, как можно украсить городское пространство, вместе потом рисовали эскизы.     

У нас была фантастический спикер из Санкт-Петербурга, историк моды Меган Виртанен, у нее была тема

У нас есть отдельный блок задач, связанный со сложной молодежью. У нас был мастер-класс по спортивным единоборствам, где наш спикер рассказывал, как они помогают ребятам с наркозависимостью через спорт возвращаться к нормальной жизни.

«Мода для молодежи», но она ее расширила.  Она говорила не только про одежду, хотя мы думали, что речь пойдет как раз об этом.  А она вот очень хорошо объяснила, что любое мероприятие, организованное комитетом по делам молодежи, конкурирует априори с  Netflix или Instagram в смартфоне. Даже если вы физически приведете молодого человека на мероприятие, если ему неинтересно, он просидит в смартфоне и вас не услышит.

У нас есть отдельный блок задач, связанный со сложной молодежью. У нас был мастер-класс по спортивным единоборствам, где наш спикер рассказывал, как они помогают ребятам с наркозависимостью через спорт возвращаться к нормальной жизни.  И это тоже большой вопрос и большая задача, которая стоит  перед нашими участниками. Мы стараемся собрать и показать как можно больше кейсов, чтобы они могли понять, как можно их адаптировать и внедрить в свою работу.

Как вы отбираете спикеров, лекторов в программу? Ведь это серьезная работа - понять, кто может быть полезен, о чем он будет говорить. 

Мы берем людей из самых разных отраслей, необязательно госуправление. Это и творчество, и предпринимательство, и инновации, и развитие инфраструктуры. Проекты разные, и для развития этих проектов мы подбираем спикеров, которые могут быть полезны, и просто как люди носители интересных идей, и как эксперты, которые готовы приехать в регион и проконсультировать, помочь реализовать этот проект.       

Люди слушают, по каким принципам развиваются проекты в тех или иных отраслях, слушают, какие сложности возникают, соотносят это с собой. Это бенчмаркинг – погружение в незнакомую сферу, сравнение своей деятельности с другими отраслями. Одними кейсами госуправления не обойтись, и, не факт, что они априори будут самыми яркими примерами управления проектами.  У нас прошла сессия по «Институтам развития», мы пригласили спикеров, которые могут что-то предложить для молодежных центров или для представителей органов исполнительной власти. Приехал Фонд «Сколково», Российская венчурная компания, Университет НТИ 2035, который готов бесплатно транслировать через молодежные центры свои курсы по цифровым технологиям, был Центр содействия экологическому предпринимательству, который готов консультировать профильные проект в регионах.

Как команды ведут свои проекты? Могут ли они обмениваться проектами? И какой результат вы хотите получить в ходе реализации программы? 

Мы хотим, чтобы  это были, в первую очередь, не одноразовые проекты. Не один раз пофестивалили, а устойчивые программы. Кроме того, нам важен тип молодежи, который будет задействован, аудитория проекта. Преакселлератор для молодых предпринимателей, программа для молодежи с ограниченными возможностями по здоровью, чтобы они могли, например, подрабатывать. Нужно расширение границ работы – не только волонтерские или молодежные организации, с которыми они и так работают, а новые люди.

Участники могут масштабировать проекты, налаживать межрегиональное сотрудничество.  Они могут быть друг у друга экспертами, особенно здорово, если сформируется дружная команда лидеров молодежной политики, получается такое комьюнити, которое делится идеями и опытом.

По сути, цель программы «Голос поколения» – развитие молодежной политики в России?

Цель – дать новый импульс молодежной политике, сделать обрывочные инициативы в регионах более целостными, чтобы у нас возникла единая дружная команда лидеров молодежной политики России, которая кооперируется, чтобы улучшать жизнь молодежи в регионах.