О том, как пандемия новой коронавирусной инфекции сказалась на строительной отрасли и какие меры поддержки предлагает бизнес рассказывают представители бизнес-сообщества - председатель комитета по строительству «Деловой России» Владимир Кошелев и член генерального совета «Деловой России»  Елена Киселева.

Как можно оценить сегодняшнее состояние рынка недвижимости: во время самоизоляции и после нее? (прим. с 12 мая промышленные и строительные компании начали трудовую деятельность)

 

Владимир Кошелев, председатель комитета по строительству «Деловой России»

Владимир Кошелев, председатель комитета по строительству «Деловой России»

 

Владимир Кошелев: Рынок недвижимости сегодня находится в шоковом состоянии, как и многие другие отрасли экономики.

С одной стороны, на фоне ослабления рубля и ипотечных ставок в 6,5%, о которых говорил президент России, есть предпосылки к увеличению спроса, так как многие готовы вложить средства в недвижимость как долгосрочный актив.  С другой стороны, вводимые в стране ограничения на фоне пандемии совершенно парализовали деятельность многих компаний, как на рынке строительства, так и на рынке коммерческой недвижимости. Согласно проведенным опросам, на время самоизоляции около 25% застройщиков приостановили свою деятельность.

Государство принимает меры по оказанию поддержки ряду субъектов малого и среднего бизнеса и только для отдельных отраслей экономики, в число которых, кстати, до сих пор не вошла строительная отрасль.

Важно понимать, что кризис только в начальной стадии и все эти принимаемые меры, в том числе и в сфере строительства, не должны стать предпосылками к созданию зомби-экономики с неживыми организациями, живущими за счет субсидий и прочего. Мы должны этими мерами обеспечить по окончанию кризиса работающие механизмы.

Елена Киселева: Пережив не один кризис, оставшиеся на рынке строительные компании становятся стрессоустойчивыми и достаточно быстро реагируют на все изменения в экономике, технологиях, демографии и в законодательстве. Поэтому в новых непростых условиях большинство застройщиков, порядка 75%, продолжали работы на начатых объектах во время самоизоляции, изменив технический регламент в строгом соответствии с санитарной безопасностью.

Надо сказать, серьезных перебоев со строительными материалами не возникало, так как большая часть оборудования, которое используют строители в регионах, отечественного происхождения. Все очные взаимодействия с подрядчиками были сведены к минимуму.

Эта ситуация показала, что строительная отрасль, как и многие другие, попыталась приспособиться к текущим условиям и некоторые аспекты деятельности переводила в онлайн: консультации, экскурсии по объектам и прочее.

Как менялся спрос на первичном и вторичном рынках жилья в течение последних месяцев?

Владимир Кошелев: На текущей момент в связи с водимыми в стране ограничениями, спрос объективно снизился. Первый срез опросов застройщиков в 57  регионах  показывает, что спрос на жилье на первичном рыке упал минимум  на 10 %.

Это во многом связано с режимом самоизоляции, приостановкой работы МФЦ, через которые проходят документы на  регистрацию сделок, разным режимом работы строительных компаний в различных регионах страны в  зависимости от санитарно-эпидемиологических условий.  Застройщикам необходимо время, чтобы адаптировать свои методы работы под сложившуюся ситуацию.

Надо отметить, что в дальнейшем пандемия может отразиться на стоимости новостроек. Возможны три сценария развития ситуации: умеренный, негативный и кризисный. В первом случае стоимость первичной недвижимости может остаться на уровне конца прошлого года, при негативном развитии стоимость на квартиры в новостройках упадет на 10%, а при кризисном сценарии может произойти снижение цен на 20-30%.

И подчеркну, динамика цен первичного и вторичного рынка жилья будет синхронной. Если карантинные мероприятия продлятся больше месяца, цены на нефть будут держаться на низком уровне, можно говорить о том, что цены на недвижимость будут снижаться. Если ситуация через месяц нормализуется, есть все шансы, что цены даже начнут расти.

Как поменяется спрос на первичном и вторичном рынках жилья после самоизоляции?

 

 Елена Киселева, член генерального совета «Деловой России»

Елена Киселева, член генерального совета «Деловой России»

Елена Киселева: Пока не совсем корректно прогнозировать повышение или понижение спроса на жилье на период после самоизоляции.

 

С одной стороны, практика показывает, что в экстренных ситуациях население концентрируется на стратегических и жизненно важных вложениях, а квадратный метр как инвестиционный инструмент является наиболее стабильным и защищённым. Но, с другой стороны, покупательская способность населения зависит от макроэкономической модели восстановления всей страны. Поэтому здесь очень важны меры поддержки бизнеса, которые сейчас вносят бизнес-объединения в общенациональный план стабилизации экономики страны.

В целом масштабы последствий для отрасли мы сможем оценить к осени текущего года, когда люди полностью вернутся на работу, и, когда будут оказаны меры поддержки, о которых говорит государство.

В каких сегментах рынка и на сколько процентов сегодня наблюдается снижение? Какие сегменты оказались наиболее устойчивы к экономическим изменениям, а где – спрос повысился?

Владимир Кошелев: Как я уже говорил, спрос на жилую недвижимость в период введения ограничений снизился минимум на 10 %. Дальнейшие оценки будут зависеть от развития ситуации с распространением коронавируса и сроков снятия ограничительных мер.

Однако в данный период особенно пострадал сегмент коммерческой недвижимости. Убытки терпят отельеры, рестораторы, торговые сети, владельцы офисной недвижимости и другие. Тотальный запрет на ведение деятельности. Однако те организации, которые сдают в аренду площади тем же отельерам или рестораторам, не подпадают под отрасли, которые Правительство определило как наиболее пострадавшие. А они тоже несут убытки…они не имеют права на отсрочку уплаты налогов, арендаторы не платят им арендную плату или платят в пониженном объеме. Они остаются без поддержки государства в период кризиса.

Однако даже те организации, которые под эти критерии попали, до сих пор, к примеру, не могут получить обещанные кредиты на выплату заработной платы, так как банки не могут четко определить критерии, которым должна соответствовать организация для получения такого кредита. 

Как изменилась цена на жильё? Стоит ли сейчас покупать недвижимость?

Владимир Кошелев: По подсчетам аналитиков за 2 месяца (с 3 марта по 3 мая) цены на столичное жилье в новостройках массового сегмента и бизнес-класса в среднем выросли на 4,3%. Такая же тенденция существует и в иных регионах. Причем дорожает как первичное, так и вторичное жилье. 

На текущее время тенденция на рост цен есть. Жилье – достаточно перспективное вложение. Тем более на фоне ослабления рубля, прогнозов на рост ипотечных ставок и введения налога на доходы по вкладам

Однако данный рост может быть краткосрочным. Поскольку в ближайшей перспективе скажутся последствия кризиса и пандемии: рост стоимости ипотеки, увеличение безработицы, то есть всё, что непосредственно влияет на спрос. 

Какие последствия ждут отрасль, как их минимизировать и какие меры для этого предпринимаются?

Елена Киселева: Что касается дальнейшего негативного влияния ситуации с коронавирусом, на мой взгляд, она может выразиться в дефиците рабочей силы: в строительстве занята большая часть мигрантов из стран СНГ. Международное авиасообщение между Россией и зарубежными странами прекращено. Это серьезно влияет на насыщение этого рынка трудовыми ресурсами. По статистике МВД России, лишь в январе-феврале было выдано мигрантам более 213 тыс. разрешений на работу.

Касаемо поддержки по минимизиации последствий в отрасли, уже Правительством принято долгожданное льготное ипотечное кредитование под 6,5%, субсидирование застройщиков по программе МЭР через Банк Дом.РФ, продлены срока ввода в эксплуатацию домов до конца 2020 года (при этом задержка не является нарушением и не грозит исключением застройщиков из реестра добросовестных). Однако, еще дополнительный пакет мер бизнеса, в том числе и строительного, находится на рассмотрении в Правительстве.

Надо сказать, что эта экономическая и эпидемиологическая ситуация показала необходимость наличия некоего форс-мажорного плана экономической активности для ключевых отраслей экономики страны. Нашей экономике и её ключевым направлениям необходим некий «запасной» план аварийного функционирования в подобных ситуациях.

Владимир Кошелев: Последствия распространения инфекции коронавируса уже привели к перебоям  деятельности застройщиков. А в случае ожидаемого ужесточения мер могут привести к банкротству и остановке реализации строительных проектов.

К сожалению, сейчас практически все меры поддержки оказываются только субъектам малого и среднего предпринимательства в пострадавших отраслях, в перечень которых, напомню, не вошла стройка.

В данной связи Правительству России просто необходимо принять меры по включению строительной отрасли в данный перечень, что даст застройщикам шестимесячную передышку по выплате кредитов и позволит стабилизировать финансовое положение.

На данный момент будет совершенной утопией излишнее администрирование и контрольно-надзорная деятельность. Это смерти подобное. Поэтому еще одна необходимая мера поддержки – по абсолютно всем налогам надо дать отсрочку по обычному заявительному характеру в электронном виде как минимум на полгода. И это должно распространяться на все отрасли, так как нет тех, которые не пострадали. И только после выхода с режима самоизоляции и когда у бизнеса пойдет выручка, необходимо принимать решение, какие налоги должны списаться, а какие выплачены в последующие периоды.