Создание не только комфортных жилых квадратных метров, но и формирование городской среды, где каждый житель мог бы найти занятие по душе – вот последний тренд в среде архитекторов и урбанистов.

«Главная особенность городской среды — в ее коммуникативности. Экономика, бизнес, реновации рождаются из коммуникации людей, а общественные пространства представляют собой как раз ту самую инфраструктуру для общения в городе, без которой не будет динамики городского развития, — озвучивает основную проблематику сопредседтель МЦУ «Город» Алексей Расходчиков. — Перед тем, как что-то проектировать и строить, мы обычно исследуем грунты. Но почему мы не исследуем людей, сообщества, группы, если мы что-то, например, сносим в густонаселенном мегаполисе? Получается, грунты нам важнее, чем люди, а это неправильно. Разработанная модель социальной диагностики должна включать несколько пунктов: диагностические исследования, анализ активности в социальных сетях, организацию коммуникативных площадок, поддержку обратной связи и мониторинг изменений, а также, что немаловажно, профессиональный подход специалистов к делу. Здесь ключевую роль играют, как ни странно, социальные сети, потому что именно там стихийным образом формируются группы по интересам, где люди свободно выражают собственное мнение».

 

Важность изучения социума в рамках дискуссии подчеркивают также руководитель отдела по работе с органами государственной власти Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин и глава архитектурного бюро АВТВ, главный архитектор Московской кольцевой железной дороги Тимур Башкаев. По их мнению, запросы людей, потребности отдельных личностей или социальных групп играют ключевую роль в процессе реализации общественных пространств. «Если мы посмотрим, где москвичи проводят свое свободное время, то легко увидим, что до центра доезжает не так много людей, — отмечает Кирилл Родин. — Другими словами, у москвичей есть запрос не на то, чтобы они добирались до общественных пространств, а на то, чтобы общественные пространства приходили в места их проживания». Тимур Башкаев, кроме того, полагает, что «двухмерный город уже не может удовлетворить все растущие потребности горожан. Эта модель себя исчерпала. В связи с этим нам уже сегодня следует искать новые модели вертикального города, где каждая потребность может быть довлетворена».

 

Проект с большой буквы и с большим будущим

Особое внимание в программе мероприятия было уделено уникальному парку «Зарядье», который сегодня, безусловно, является самым успешным российским проектом по созданию общественных пространств. «В линейке трендов “Зарядье” выступает и как глобальная витрина, освещающая достояние нашей страны, географическое разнообразие и культурный контекст России, и как место для полноценного отдыха, где жители и гости столицы могут спрятаться от шумного мегаполиса и восстановить силы, — подчеркивает директор парка «Зарядье» Павел Трехлеб. — Уникальность концепции парка заключается в редком сочетании прорывных ландшафтных и архитектурных решений и разнообразной культурной программы, поддерживающей интерес посетителей к “Зарядью” даже в зимнее время года. Будет ли ретранслирован наш замысел в другие районы Москвы или в регионы? Для этих целей мы запустили ландшафтную школу, где все желающие могут погрузиться в суть нашего проекта, понять все тонкости и детали его воплощения, оценить масштаб проделанной нами работы».

Москва находится в ряду глобальных мегаполисов. И на успешном примере парка «Зарядье» России удалось это доказать, при этом кардинально улучшив качество жизни столицы и дав толчок к созданию общественных пространств подобного уровня в других регионах. «Не будем забывать, что внедрение городских пространств в городскую, часто депрессивную, среду или другие запущенные территории, дает этим территориям стимул к развитию. Когда возник Миллениум-парк в Чикаго, в значительной степени оживилась застройка. Знаменитый парк в Сингапуре тоже проектировали именно с целью реанимировать близлежащие окрестности. Вообще, мы сейчас наблюдаем интересный феномен: объекты общественной жизни, являющиеся по природе своей дотационными, дают новую жизнь девелопменту, в том числе коммерческому», — говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Экономическая выгода для всех. Задачи и подводные камни

Руководитель Управления градостроительной разработки ГК «А101» Светлана Афононина о становлении новых районов столицы с точки зрения девелопера рассказывает так: «Во-первых, следует отметить, что специализация района по тому или иному признаку — будь то спальный район, деловой, бизнес-район и так далее — не совсем хороша. Мы, как девелопер, ставим перед собой цель на больших территориях реализовывать проекты смешанной застройки, включающие не только объекты потребительского спроса, но и экономические драйверы, “призванные” генерировать высокооплачиваемые рабочие места. Ведь что такое городская среда 2.0, которую мы хотим создать? Это среда, предполагающая построение города для всех — для инвалидов, детей, семей, тинейджеров. Все должны найти в этом городе свою территорию, свои развлечения, свое самовыражение. А главное — площадки, общественные пространства для раскрытия своего потенциала. Безусловно, это трудная задача, поэтому наша программа — многосмысловая, за ней будущее».

Такой подход к формированию общественных пространств поддерживает ивице-президент Союза московских архитекторов, генеральный директор ООО "Яузапроект" Илья Заливухин: «Главное в городе – это, прежде всего, люди. При создании центров притяжения нужно основываться на предпочтениях и ожиданиях жителей города, каждый городской район имеет свои особенности, новые пространства должны гармонично интегрироваться в ткань города».

Солидарна с экспертным сообществом и вице-президент, директор по развитию городской среды Фонда «Сколково» Елена Зеленцова. Крометого, она подчеркнула важность культурного капитала районов города и в очередной раз напомнила о значимости культурной традиции, которая обязательно должна быть изучена и учтена при работе над социально значимыми объектами.

«У многих девелоперов и инвесторов в России сейчас почти совершенно отсутствует понимание того, что общественное пространство определенного уровня — это очень дорогое удовольствие. Если говорить о проекте парка “Зарядье”, то речь идет о цифре 1,1 млрд. рублей за один гектар», — отмечает ландшафтный архитектор, генеральный директор компании «Илья Мочалов и Партнеры» Илья Мочалов. — Я назвал топовый пример, но нужно иметь в виду, что любое мало-мальски качественное благоустройство не может стоить меньше ста миллионов рублей за один гектар. Поэтому каждому инвестору надо четко осознавать, сколько же он готов вкладывать, чтобы результат получился со знаком плюс». Тем не менее, Илья Мочалов на основе проведенных его командой исследований считает, что экономическая выгода от общественных пространств может превышать так называемые «издержки». Каким образом это происходит? Любые инвестиции, которые государство или частный предприниматель вносят в создание общественного пространства, впоследствии видоизменяются и превращаются в благо для прилегающих территорий. Риелтор может с большей выгодой продать квартиры с видом на цветущий парк, нежели на железную дорогу, и, в зависимости от этого, государство получит больше денег в казну за счет налогов. А это, несомненно, весомый повод делать такие мультифункциональные объекты, как «Зарядье», первыми, но не последними прорывами в данной области.

 

Участники дискуссии также отметили, что последние несколько лет в Москве происходит революционная модернизация общественных пространств, формируется их новая инфраструктура. Общественные пространства формируют облик города, напрямую влияют на уровень комфортности городской среды и качество жизни жителей. Современные тренды развития городской среды показывают, что город стремится к разнообразию форм и концепций, но подходить к проектированию общественных пространств необходимо исходя из исторических и культурных особенностей каждого района, а также социального состава и предпочтений его жителей.

Ирина Ботвиньева