Основной новеллой этого закона является объединение ЕГРП и ГКН в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), что позволит устранить дублирование сведений, а также минимизировать количество несоответствий между данными ЕГРП и ГКН об объекте недвижимости (например, в кадастровом номере, адресе, площади и др.).

В результате которых правообладатель получит отказ в перерегистрации прав или же столкнется с ошибочными или недобросовестными действиями по внесению записей в ЕГРП о правах третьих лиц на объект недвижимости.

Юлия Карпова

Юлия Карпова, 

руководитель Правового центра Европейской юридической службы .

Новый закон дает следующее определение ЕГРН – это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Таким образом, законодатель отразил основные сведения, содержащиеся в ЕГРП и ГКН, а также установил принципиально новые правила регистрации прав и сделок с недвижимостью.

В рамках данной статьи отметим те моменты, которые в 2017 году упростят регистрацию недвижимости. Во-первых, место подачи заявления не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Таким образом, можно будет обратиться лично в любое МФЦ или направить документы по почте в любое подразделение Росреестра. Несмотря на то, что такое положение в Законе о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним было признано утратившим силу, на практике заявление представляются также по месту нахождения недвижимости.

Во-вторых, изменится порядок удостоверения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

В третьих, Росреестр будет самостоятельно запрашивать учредительные документы юридического лица в налоговой инспекции.

При этом, заявитель вправе представить учредительные документы юридического лица, или нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица, или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица по собственной инициативе.

Вводится новый порядок уведомления органом регистрации правообладателя о том, что в отношении его имущества поступило заявление о регистрации права. Росреестр будет обязан уведомить правообладателя о том, что в отношении его недвижимости поступило заявление о регистрации права. Уведомление производится непосредственно в день поступления заявления при условии, что сведения о недвижимости есть в ЕГРН.

В настоящее время, по действующему федеральному закону  № 122-ФЗ, Росреестр обязан уведомить правообладателя о регистрации права только в двух случаях:  при государственной регистрации ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц; при государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Срок уведомления не должен превышать пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

Увеличатся сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Сократятся сроки осуществления государственного кадастрового  и государственной регистрации прав. Вводится ответственность за  действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации.

Так, госрегистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрацииправ или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

Если право возникло на основании актов или сделок с госорганами, последние обязаны будут самостоятельно передать документы в Росреестр.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан сам направить документы в Росреестр в срок не позднее 5 рабочих дней с даты принятия акта

- о возникновении права

- ограничения права

- обременения права.

Тоже самое касается и  сделок, совершенных на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления.

Таким образом, новый закон объединяет существующие информационные базы ЕГРП и ГКН в одну, ликвидирует дублирование и разрозненность сведений, уменьшает сроки регистрации и существенно упрощает регистрацию прав недвижимости в целом.

 

Юлия Карпова