Сегодня – не впервые, но в очередной раз и вполне ультимативно – вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не намерена продолжать участие в проекте Международной космической станции. По мнению вице-премьера, в своем нынешнем виде этот проект является «прошедшим этапом» для России. Федеральному космическому агентству поручено к началу нового года подготовить обоснования по развертыванию собственной орбитальной станции и внести их на рассмотрение в правительство. Ну а само развертывание российской станции предполагается начать не позднее 2017 года.

 

Немного политики в холодном космосе


«Вопрос перспектив пилотируемой космонавтики - это уже не вопрос отрасли, а политических решений», - отметил Дмитрий Рогозин, отвечающий за оборонку, и, к сожалению, так оно и есть.

Еще в апреле к антироссийским санкциям присоединилась американская НАСА. Ее руководство заявило, что прерывает большинство контактов с Роскосмосом. В течение многих лет партнерство Москвы и Вашингтона в космической области являлось тем островком, который обходили стороной геополитические бури, бушевавшие между этими двумя столицами, но присоединение Крыма стало поистине «космическим» яблоком раздора. Уже бывший шеф Пентагона Чак Хейгел дал приказ американским ВВС рассмотреть вопрос о замене российских моторов в ракетах, которые запускают американские военные спутники на орбиту, на что все тот же Дмитрий Рогозин отреагировал более чем иронично, посоветовав американцам попробовать для доставки своих астронавтов на МКС батуты.


Впервые о возможности выхода России из проекта МКС заявил в 2012 году на аэрокосмическом салоне The Farnborough International Exhibition экс-руководитель «Роскосмоса» Владимир Поповкин. Еще тогда звучали уверения в том, что Россия не только технически готова к постройке собственной орбитальной станции, но даже ведет разработку новых модулей для МКС с тем расчетом, что их можно будет использовать как базовые блоки для будущего поколения пилотируемых станций. Отсюда и вырастают сегодняшние предложения «Роскосмоса» и научных организаций отрасли: в период с 2017 по 2019 гг. Россия может развернуть в космосе полностью российскую станцию. В первоначальной конфигурации она будет формироваться на базе многоцелевого лабораторного и узлового модулей, космического аппарата «ОКА-Т», а также кораблей «Союз-МС» и «Прогресс-МС».

 

Планов громадье


«ОКА-Т» представляет собой автономный технологический модуль, это многоцелевая космическая лаборатория, работающая на орбите независимо от МКС. Первый полет «ОКА-Т» запланирован на конец 2018 года. После 2020 года, станцию планируется усовершенствовать еще целым рядом дополнительных модулей и космическим аппаратам «ОКА-Т-2». В результате Россия должна будет получить полноценный аналог МКС.

3D-графика примерного облика станции к 2020 г.Станция с такой высокоширотной орбитой, как объясняют в Роскосмосе, позволит обезопасить экипаж при пилотируемом пуске с космодрома «Восточный»: в случае нештатной ситуации, на этапе выведения, космонавты окажутся не в Тихом океане, а смогут приземлиться на сушу. Кроме того, для доставки грузов на станцию можно будет использовать и космодром «Плесецк», а главное, увеличить обзор территории России со станции до 90%, дав возможность контролировать Северный морской путь и арктический шельф.

В Роскосмосе утверждают, что создание новой станции не станет обременительным для бюджета. Большинство ее элементов создавалось в рамках развития российского сегмента МКС.

Впрочем, не все эксперты настроены оптимистично. Строить на орбите еще одну станцию технически и финансово почти невозможно, Россия просто не готова к подобным космическим рывкам, полагает руководитель Института космической политики Иван Моисеев, даже по срокам вряд ли удастся уложиться. "Реально это займет 10 лет. Чтобы начать проектирование новой станции, нужно к этому 5 лет готовить промышленность, кроме того, сама концепция станции несуразна, там говорится, что она будет высокоширотной, чтобы смотреть на территорию Россию, но орбитальная станция не может смотреть на всю территорию России, это спутники-автоматы делают гораздо лучше и в постоянном режиме".

Однако совсем абсурдным проект ученые не считают. Своя станция дает больше независимости от политических настроений партнеров. Конечно, действующие контракты в любом случае все будут соблюдать, но санкционное противостояние не позволяет заглядывать далеко вперед и планировать судьбу МКС на десятилетия, рассуждает Иван Моисеев: "У нас есть контракты до 2020 года, никто их нарушать не станет, никто выгонять никого со станции не будет. У нас руководство заявило, что мы прекращаем эксплуатацию в 2020-м году. Это в НАСА восприняли так, что они резко начали работать над получением независимости".

Остается пока открытым и даже не обсужденным вопрос космического сотрудничества, но не с Западом, а с Востоком. В частности, Китай, как полагают специалисты, на данный момент не располагает достаточными ресурсами для строительства собственной орбитальной станции, поэтому не исключено, что в обозримом будущем российско-китайские отношения обретут еще одну плоскость. 

   Ника Бажанова