Сегодня исполняется 40 лет со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали. В этот день в 1974 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР принял постановление «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».

 

«Я - хозяин стройки»

 

Всего три буквы - БАМ, а такой огромный смысл. БАМ – это выдающееся сооружение ХХ века. Более того, это стратегически важный объект СССР, на земле сопоставимый разве что с орбитальной космической станцией «МИР». Его протяженность от Усть – Кута до Комсомольска 3501 километр. Магистраль пересекает 11 полноводных рек и 7 горных хребтов. Построено 9 тоннелей общей длиной 30,9 км., 4200 мостов и других водопропускных сооружений. Более 1000 км. – районы вечной мерзлоты.
Зазвучало слово «БАМ» на всю страну в дни работы ХУП съезда ВЛКСМ. Байкало-Амурская магистраль была объявлена Всесоюзной ударной комсомольской стройкой века. 27 апреля 1974 года из Кремлевского Дворца съездов отбыл на строительство БАМа Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени ХУП съезда ВЛКСМ, сформированный из делегатов съезда. Вместе со стройкой рождались новые людские судьбы, строились новые города на просторах Забайкалья и Сибири. В обеспечении стройки всем необходимым участвовали 60 отраслей народного хозяйства, сотни предприятий-поставщиков, проектных и научных организаций. БАМ справедливо называют трассой дружбы и братства. Ее строили представители 70 национальностей СССР.

 

Золотое звено

 

В апреле 1984 года на разъезде имени Героя Советского Союза Мирошниченко было уложено «золотое звено». 27 октября 1984 года в Тынде состоялся торжественный митинг, посвященный досрочному открытию движения поездов на всем протяжении магистрали

Однако после его укладки трасса железная дороги не приобрела свои окончательные очертания, поскольку тогда не был достроен 15-километровый туннель под Северо-Муйским хребтом, который должен был стать самым длинным туннелем в СССР. Вместо него поезда переходили через хребет по длинному перевальному обходу. На обходе не было туннелей, но крутизна подъемов на нем достигала 40%, что означало перепад высот в 40 метра на каждые 100 метров пути. По действующим нормативам движение пассажирских поездов на таких уклонах запрещалось, потому со стороны Северобайкальска они доходили до станции Ангаракан, а со стороны Тынды - до станции Окусикан. Примерно 20-километровый участок между этих станций пассажиров везли на автомобилях-вахтовках по грунтовой дороге.

В 1989 году вступил в строй новый обход. Его длина была 61 км, и на нем было уже 2 туннеля, а также необычно высокие виадуки с двухъярусными опорами, включая знаменитый Чертов мост. Главная особенность нового обхода - крутизна подъемов не более 18%. Отныне пассажиры могут ездить по обходу без ограничений. В том же году был введен в эксплуатацию и электрифицирован обход Северо-Муйского тоннеля, участки Тында - Ургал и Нижнеангарск - Новая Чара, электрифицирован участок Ангаракан - Таксимо (102 км).

В 1989 году был подписан акт Государственной комиссии о приемке в постоянную эксплуатацию последних перегонов БАМ. Вся магистраль передана железнодорожникам (МПС СССР).

Кстати, впервые о строительстве Байкало-Амурской магистрали задумались еще во времена императора Александра III. В 1888 году в Русском техническом обществе обсуждался проект постройки Тихоокеанской железной дороги через северную оконечность Байкала. После этого в июле — сентябре 1889 года полковник Генерального штаба Российской империи Николай Афанасьевич Волошинов преодолел с небольшим отрядом пространство от города Усть-Кута до реки Муи на севере Забайкалья — как раз по тем местам, где сейчас проходит трасса БАМа. Но тогда он решил, что «…проведение линии по этому направлению оказывается безусловно невозможным в силу одних технических затруднений, не говоря уже о других соображениях».

В 1997 году самостоятельное управление БАМ было ликвидировано, а вся трасса БАМа административно поделена между двумя железными дорогами: Восточно-Сибирской и Дальневосточной. Границей служит станция Хани.

От ответвления БАМа — линии Тында — Беркакит продолжается начатое в 1985 году строительство на север Амуро-Якутской магистрали (АЯМ). В 2004 году открыто движение от Алдана до Томмота, в апреле 2009 года открыто движение до станции Амга (105 км севернее Томмота), 15 ноября 2011 года закончено строительство ветки до станции Нижний Бестях.

 

Стратегия-2030

 

В советское время существовали планы строительства железнодорожной линии от БАМа по направлению на Чукотский полуостров. Планировалось также, что через Берингов пролив будет проложен тоннель и это позволит соединить железнодорожную сеть СССР с железными дорогами на Аляске.

В феврале 2006 государственная компания ТВЭЛ и корпорация «Металлы Восточной Сибири» разработали проект строительства железной дороги между БАМом и Транссибом Новый Уоян-Хиагда-Озерная-Могзон длиной примерно 350 км. Дорога должна обеспечить разработку и транспортировку урана с Хиагдинского месторождения и полиметаллов с месторождения Озерное.

В 2007 правительство одобрило план, согласно которому планируется строительство «капиллярных» веток к месторождениям полезных ископаемых. Также ранее было принято решение о строительстве переправы в виде Сахалинского тоннеля или моста.

В 2009 году началась реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань (Дальневосточная железная дорога) со строительством нового Кузнецовского тоннеля, ее планируют завершить в 2016 году. Данные работы позволят повысить скорость движения поездов, что повлечет за собой увеличение пропускной и провозной способности.

Согласно «Стратегии-2030» планируется специализация БАМа для пропуска тяжеловесных поездов. Будет построено 13 новых железнодорожных линий общей протяженностью около 7 тысяч километров. Это в первую очередь такие грузообразующие линии, как Лена — Непа — Ленск, Хани — Олекминск, Новая Чара — Апсатская, Новая Чара — Чина, Шимановская — Гарь — Февральск, Улак — Эльгинское месторождение. «Стратегия-2030» предусматривала резкое увеличение пропускной способности БАМа.

В те времена песня про ударную стройку века была хитом. На БАМ приезжали добровольцы, комсомольцы, студенческие стройотряды, ее посещали звезды советской эстрады. Стройка стала легендарной. Главный ее посыл был в том, чтобы воспитать у молодежи чувства ответственности, сопричастности не только с делами стройки, но и всей страны. В итоге небывалый энтузиазм привел к рождению патриотического движения молодых бамовских строителей.