Конференция проводилась Госдумой России при поддержке Национального антинаркотического союза и ООН. Последние имеют в подспорье Управление ООН по наркотикам и преступности, охватывающее своей компетенцией 150 стран по всему миру, что почти в 3 раза превышает количество стран-участниц международной конференции. Однако, количественное составляющее нисколько не умаляет качество поднимаемых вопросов, поставленных на повестку дня.

Илья Гатикоев

Илья Гатикоев

Член Гильдии Российских Адвокатов и Королевского института арбитров Великобритании.

С одним из основополагающих тезисов выступил спикер Госдумы Вячеслав Володин, подчеркнувший прямую связь наркобизнеса с развитием криминальных структур. Страдает классификация наркотиков, пока в одной части света наркотик попадает под запрет, в другой – только поступает в оборот. В виду подобной разницы странам необходимо принять единую классификацию. Проще говоря, компетентным органам следует действовать сообща, и заранее, не дожидаясь распространения опасных веществ, предостерегая коллег.

Негативная сторона антинаркотического законодательства заключается в том, что запрет на наркотики порождает криминальные элементы. Таким образом, мы видим очередной пример плюрально-циклического понимания истории: события, связанные с «Сухим законом» США 1920-1933 гг., повторяются, наживаются на биче человечества нечистые на руку асоциальные элементы.

Общественная комиссия по вопросам наркополитики в 2011 г. признала поражение в войне с наркотиками за человечеством. Главной причиной сокрушительного разноса представители комиссии видят жесткое ограничение, которое за более чем четыре десятилетия не достигло своих целей. Человек - существо, способное прекрасно адаптироваться ко всем ограничениям. И это касается не только каких-либо природно-климатических факторов и вытекающих из них форс-мажорных обстоятельств, а всех окружающих человека сфер в целом. Такая же ситуация обстоит и с наркобизнесом, и прочими криминальными порождениями. Нельзя вести работу, ограничиваясь одним фронтом, следует искать новые пути.

Разумеется, вышеуказанная комиссия предложила и свои варианты решения глобального вопроса. Среди них: отказ от уголовного преследования лиц, употребляющих наркотические средства, и замена его на медико-профилактическую помощь; внедрить государственную модель правового регулирования оборота наркотиков, способную подорвать могущество организованной преступности; разоблачать устоявшиеся утверждения относительно наркозависимости, наркопотребления и наркобизнеса; введение репрессивных мер в борьбе с насильственными действиями организованных криминальных структур. Базис есть, а как обстоит дело с надстройкой – практическим подходом к решению проблем, связанных с оборотом и потреблением наркотических средств?

Положительный опыт может показать Португалия, вставшая на путь декриминализации наркотических веществ. Отличие от легализации заключается в том, что декриминализация преследует постановку наркотических веществ на специализированный учет, контроль за их качеством, а также, замену уголовной ответственности административными санкциями и лишением определенного ряда прав, например, на вождение автомобиля. Данное мероприятие вывело Португалию из арьергарда противоборствующих на абсолютно новый, можно сказать эталонный, уровень. Уровень преступности заметно упал, наркозависимые стали охотнее обращаться за специализированной медицинской помощью, спал спрос на новые синтетические и прочие психоактивные вещества, в виду отсутствия желания экспериментировать с неизвестными ранее наркотиками, когда в законном обороте находятся вещества, чей эффект вполне себе известен.

В противовес Португалии работают Филиппины. Их опыт почти на 100% состоит из силового воздействия на наркобизнес. За стодневный период правления президента Родриго Дутерте были истреблены более 3 700 человек. Просто вдумайтесь в это число. Под предводительством президента самосуд чинили полицейские, военные, дружинники и простые обыватели, оказавшиеся в нужное время в нужном месте. Шок и трепет вынудили несколько десятков тысяч человек заявить о себе властям, что привело к переполнению тюрем, исправительных учреждений и реабилитационных центров. Да, Родриго Дутерте добился за год того, чего правительство Португалии добивалось более 15 лет. Но долго ли продержится привитый насильно негатив на Филиппинах – это покажет время.

С каждым годом, а то и месяцем, все большее количество стран перенимают положительный опыт Португалии, что несомненно радует. Вряд ли можно добиться долгосрочных результатов силовыми методами, устраивая суд Линча с элементами массового террора. Если, как и было упомянуто, не произошло сдвигов за 40 лет, то следует переосмыслить тактику, перенять стратегию. Верю, что межпарламентские встречи прольют свет на данный вопрос и страны последуют единому методу решения конфликта.

Илья Гатикоев