Парламент Чеченской республики обратился в Конституционный суд. Чеченцы и раньше заявляли о желании служить в российской армии, а после вступления в силу поправок в законодательство о госслужбе, аргументов у них стало на 1 больше. С прошлого года лица, не прошедшие воинскую службу, не допускаются на работу в государственные структуры. 
Чеченцы заявили о дискриминации, ведь на территории их республики на протяжении длительного времени призыв не проводился, а в последние годы призывалась сравнительно небольшая доля от числа военнообязанных. А между тем проблема падения квоты на призывников из республик Северного Кавказа существует на протяжении несколько лет. Например, осенью 2011 года из Дагестана призвали 121 молодого человека.
 

Позиция заявителя:

Положение нарушает принципы свободы труда и равного доступа к государственной службе, отменяет и умаляет права человека и гражданина.

 

Одна страна - один закон

Президент Чечни Рамзан Кадыров возмущен: армия РФ игнорирует призывников из Кавказа. Кадыров у себя в блоге в Instagram написал: "Чечне есть десятки тысяч молодых людей, которые готовы стать военными. Однако по причинам, которые никому непонятны и никем не озвучены, их не направляют в войска".

Народ Чечни проголосовал за единство с Российской Федерацией. "Одна страна - один закон. Чеченцы являются гражданами Российской Федерации, и никто не обладает правом лишать их возможности стать защитниками своего Отечества", - пишет Кадыров.

Но причины для такого решения у Министерства обороны более чем веские. Призыв в Чечне был прерван в начале 1990-х годов, когда республика стала подконтрольной сепаратистам. В начале 2000-х годов воинский учет наладили, однако первый же эксперимент по призыву юношей из республики закончился крупным скандалом. Чеченские призывники со спортивными разрядами были отправлены служить в спортроту СКА Московского военного округа, они были поселены на территории 27й отдельной гвардейской мотострелковой бригады, которая расположена в московском районе Теплый стан.

Тогда в СМИ появилась информация, что сначала чеченцы стали требовать муфтия и коврики для молитв. Затем заявили о том, что не станут есть солдатскую кашу совместно с остальными солдатами. Еду им начали готовить отдельно, а приносили непосредственно в казарму. После этого чеченцы отказались от того, чтобы носить военную форму Российской Федерации, и тогда их решили переодеть в спортивные костюмы олимпийской сборной РФ и кроссовки фирмы Reebok. «Спортсмены» были освобождены от казарменной повинности, что для молодых солдат до этого было невиданным делом. Им предоставили право свободно выходить за территорию своей части. Кроме того, солдаты из "спортроты" постоянно затевали конфликты с офицерами, которые воевали в Чечне.

После скандала приняли решение, что в другие районы Российской Федерации чеченских призывников больше не отправят. Ну а позже их и вовсе перестали призывать, что неслыханно оскорбило молодых людей.

А тем временем в армии возникало все больше проблем с пополнением призывниками из некоторых других республик Северного Кавказа, среди которых и Дагестан. Вышло так, что в большинстве частей с Сухопутных войск, которые были дислоцированы в регионах Центральной России, концентрация военных Северного Кавказа стала достаточно высокой, а это в некоторых случаях становилось причиной возникновения так называемых землячеств, а также столкновений из-за разницы культуры. Происходили и случаи, когда военнослужащие переодевались в гражданскую одежду и избивали в военных городках офицеров. Часто и доходило до неподчинения в открытом виде, которые были мотивированы традициями, к примеру, мыть полы должны женщины.

В середине прошедшего десятилетия драки массового характера стали постоянным явлением. Дисциплину поддерживать получалось только лишь у опытных командиров, причем очень часто для этого они были вынуждены использовать вовсе не уставные методы воздействия на свой личный состав.

Обычно широкой огласки такие столкновения, а также остальные происшествия не имели, однако несколько лет назад масштабы оказались таковым, что некоторые чрезвычайные происшествия стали известны всей стране. Самым скандальным из них оказалась драка, в которой принимали участие разведчики и дагестанцы. Произошло все на плацу уже Кантемировской бригады, ее преобразовали из дивизии во время реформы. Подобный поток сообщений был связан с тем, что во время сердюковских реформ под сокращением оказались офицеры-психологи и воспитатели, а также командиры, которых еще много лет назад фактически лишили такой вид наказания, как гауптвахта, оказались вовсе без поддержки.

В результате в 2011 году призыв юношей с Северного Кавказа фактически прекратили, хоть и информировалось об этом неофициально.

 

Роковое совпадение

 

Так совпало, что Конституционный суд рассматривает дело 23 сентября. В этот день, 15 лет назад президент РФ Борис Ельцин подписал указ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ». Дата считается днем официального начала Второй чеченской кампании.

Немного предыстории. После подписания Хасавюртовских соглашений и вывода российских войск в 1996 году мира и спокойствия в Чечне и прилегающих к ней регионах не наступило. Криминальные структуры безнаказанно делали бизнес на массовых похищениях людей, захвате заложников (в том числе официальных российских представителей, работающих в Чечне), хищениях нефти из нефтепроводов и нефтяных скважин, производстве и контрабанде наркотиков, выпуске и распространении фальшивых денежных купюр, терактах и нападениях на соседние российские регионы. На территории Чечни были созданы лагеря для обучения боевиков — молодых людей из мусульманских регионов России. Сюда направлялись из-за рубежа инструктора по минно-подрывному делу и исламские проповедники. Значительную роль в жизни Чечни стали играть многочисленные арабские наемники. Главной их целью стала дестабилизация положения в соседних с Чечней российских регионах и распространение идей сепаратизма на северокавказские республики (в первую очередь Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария).

В начале марта 1999 года в аэропорту Грозного террористами был похищен полномочный представитель МВД РФ в Чечне Геннадий Шпигун. Для российского руководства это стало сигналом того, что президент ЧРИ Масхадов не в состоянии самостоятельно бороться с терроризмом. Федеральный центр предпринял меры по усилению борьбы с чеченскими бандформированиями: были вооружены отряды самообороны и усилены милицейские подразделения по всему периметру Чечни, на Северный Кавказ были отправлены лучшие оперативники подразделений по борьбе с этнической оргпреступностью, со стороны Ставрополья были выставлены несколько ракетных установок «Точка-У», предназначенных для нанесения точечных ударов. Была введена экономическая блокада Чечни, приведшая к тому, что денежный поток из России стал резко иссякать.

23 сентября российские войска начали массированные бомбардировки Грозного и его окрестностей, 30 сентября они вошли на территорию Чечни. Операция носила название контртеррористической. Активная фаза боевых действий продолжалась с 1999 по 2000 год, затем, по мере установления контроля федеральных сил над территорией Чечни, переросла в тлеющий конфликт. С 00 часов 00 минут 16 апреля 2009 года режим КТО был отменен.

Проблема падения квоты на призывников из республик Северного Кавказа существует уже на протяжении несколько лет. Например, осенью 2011 года из Дагестана призвали 121 молодого человека. При этом до 2010 года из республики ежегодно на службу забирали до 20 тыс. человек. Но служить или не служить чеченцам решит только Конституционный суд РФ.

Марина Староверкина