Вопросы правового, финансового и организационного обеспечения государственной политики в жилищно-коммунальной сфере по модернизации и повышению энергоэффективности объектов коммунального хозяйства обсуждались на заседании в Совете Федерации. Только на первичное восстановление фондов ЖКХ понадобилось бы более 9 трлн рублей, что почти в 20 раз больше ежегодных затрат государства на здравоохранение. Но и это лишь законсервирует проблему, а не решит ее.

 

Замкнутый круг

 

В Москве, по сравнению с другими регионами, средств всегда было больше, но и это не спасло от трагедии. 16 ноября на юго-западе города в жилом доме произошел взрыв бытового газа.

«Точечное латание изношенной инфраструктуры оборачивается огромными убытками из фонда ЖКХ. Получается замкнутый круг: денег на модернизацию ЖКХ не хватает, а из-за того, что модернизация не проводится, и государство и граждане получают потери», - отметила Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации.

Проблемы в отрасли ЖКХ решаются на государственном уровне: для инвесторов предусмотрены гарантии, к собственникам устанавливаются определенные требования, контролируется качетство услуг. Государство должно помогать субъектам: смягчать жесткие требования по региональным программам, ослаблять условия кредитования,считают в СФ РФ.

Фонд содействия реформированию ЖКХ получил возможность оказывать поддержку регионам. Однако из 85 субъектов федерации заявки на реализацию проектов, скажем, связанных с водоотведением, подали лишь единицы. Не привыкли мы к инновациям. Осторожничает и бизнес. Мало кто торопится вкладывать средства в ЖКХ, опасаясь невозврата средств.

 "Мы должны активнее привлекать потребителей коммунальных услуг, расширять формы общественного контроля. Важно получение достоверной инфы о состоянии инфраструктуры, Государственные власти должны провести ее полную инвентаризацию, а Совет Федерации примет участие в мониторинге проблем ЖКХ на местах", - сказала Галина Карелова.

 

Частно-государственное партнерство

 

Государство пытается привлечь инвестиции в ЖКХ со стороны частных компаний-операторов. По мнению замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, сложно найти другую подобную отрасль с гарантированным спросом. "Ежегодная потребность ЖКХ в инвестициях оценивается примерно в 500 млрд рублей. В то же время гарантированная предпринимательская прибыль составляет 5%".

«Мы провели анализ. По первичным данным, в 31 регионе России реализуетсяся более 70 масштабных инвестиционных проектов в сфере ЖКХ- объем неплохой. Мощный прирост был в этом году. В отрасль наконец-то начали приходить новые игроки из непрофильного бизнеса»,- отметил министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень. В качестве примера - девелоперская группа "Мортон", которая вложила порядка 40 млрд рублей в строительство и реконструкцию водопровода и очистных сооружений в 23 городах Подмосковья. Из-за жесткого регулирования тарифов в секторе ЖКХ рентабельность проекта - максимум 5%, в то время как в Европе доходность такого бизнеса достигает 25%.

Сейчас созданы все условия для того, чтобы отрасль не испытывала финансовых проблем, считает Михаил Мень. Так, с 2016 года будет осуществлен переход на долгосрочные тарифы в отрасли водоснабжения. Сначала тарифы устанавливаются на три года, а далее - не менее чем на пять лет. Причем тарифы не будут меняться в течение всего срока концессионного соглашения. К тому же уже со следующего года с губернаторов будут требовать дорожную карту развития ЖКХ.

Большим подспорьем для инвесторов должен стать справочник, который Минстрой подготовит до конца 2014 года. Справочник наиболее эффективных технологий в сфере ЖКХ с описанием эталонных проектов, реализуемых в России и за рубежом (включая ценовые параметры), должен появиться уже в ноябре. В это же время при ведомстве начнет работу Центр ГЧП в сфере ЖКХ. Его эксперты будут давать оценку инвестпроектам в отрасли и сопровождать их реализацию по всей стране.