В правительстве уже неоднократно отмечали, что бюджет на следующий год будет «достаточно жестким». Изначально планировалось сохранить Резервный фонд на весь 2017 год. Теперь же риск того, что фонд будет исчерпан уже в конце следующего года, становится все реальнее. Госдума рассматривает в первом чтении проект бюджета на 2016 год.

 

Однолетний бюджет

 

Из-за того, что сейчас российская, да и мировая, экономика развивается по непредсказуемому сценарию, в этом году вместо трехлетнего бюджета Госдума принимает однолетний. Ради этого Белый дом даже подправил Бюджетный кодекс. Причина

«Непонятно, какой будет курс рубля, какая будет инфляция. Ну и, видимо, трудно прогнозировать темпы роста ВВП. Это основные параметры, которые определяют доходную часть бюджета. Но при этом мы выступаем за то, чтобы расходы не сокращались даже за счет увеличения дефицита бюджета. Он у нас еще вполне приемлемый. Можно довести до 3 процентов. Это будет являться и стимулом для экономического роста», - говорит глава комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков.

Закон о бюджете на три года принимается с 2006 года. От этого правила отошли только раз - в кризисный 2008 год. Сейчас ситуация схожая.

Погодовой бюджет дает Минфину возможности маневра. В то время как трехлетка несет сегодня риски либо секвестра, либо торможения инвестиционного роста.

«Обычно в условиях стабильной экономики чем долгосрочнее бюджет, тем легче планировать. Однако если внешние условия меняются очень быстро, трехлетнее планирование лишается смысла. Именно поэтому было принято решение перейти от трехлетнего к годичному планированию. Это позволит гораздо оперативнее реагировать на изменение внешних условий», - считает советник гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов.

 

На что направлен бюджет

 

Как заявил накануне премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, бюджет 2016 года по-прежнему будет направлен «на выполнение социальных обязательств и обеспечение финансовой и экономической стабильности».

В обсуждаемый бюджет заложены доходы 13 577 млрд руб., расходы – 15 761 млрд руб., дефицит 3% ВВП. Бюджет основывается на прогнозе ВВП 2016 года 78 673 млрд руб., инфляции – 6,4%, цене на нефть – 50 долл. за баррель, курсе нацвалюты – 63 руб. за доллар; 44% доходов бюджета (5974 млрд руб.) – прямые нефтегазовые доходы.

«Общие характеристики бюджета, достаточно жестко заданные макроэкономическими и внешнеполитическими условиями, оставляют не очень много пространства для маневра», – цитирует Медведева Интерфакс.

В этой ситуации, отметил премьер, нужно «сделать максимум возможного, чтобы сохранить инвестиционную и предпринимательскую активность».

«Нельзя забывать о том, что основными задачами бюджетной политики остаются выполнение социальных обязательств, а также обеспечение стабильности финансовой системы и экономики в целом», – сказал премьер.

В следующем году в приоритете будут это ключевые отрасли промышленности, сельское хозяйство, региональные бюджеты, а также финансирование важнейших инфраструктурных проектов, программ модернизации образования, здравоохранения, социальной сферы.

«Будут использоваться средства Резервного фонда, нужно делать это максимально рачительно», – подчеркнул премьер.

Сокращения же коснутся расходов на образование (на 8,5%), здравоохранение (на 8%) и науку – по некоторым направлениям расходы на прикладные исследования сократились практически вдвое. Однако, несмотря на все усилия Минфина, предлагавшего отказаться от части расходов в рамках оборонных программ, эти расходы были оставлены на прежнем высоком уровне.

Согласно проекту федерального бюджета на 2016 год, расходы по разделу «Национальная оборона» на ядерно-оружейный комплекс в 2016 году будут увеличены почти на 4 млрд руб. В 2015 году объем финансирования по этой статье составляет более 44,5 млрд руб, тогда как на 2016 год планируется потратить более 48,3 млрд.

За период с 2012 года по 2016 год доля в бюджете силового блока  выросла с 28% до 32%, в то время как доля расходов на образование сократилась с 4,7% до 3,6%, а расходов на здравоохранение – с 4,8% до 3%.

 

Подушка безопасности

Что же касается подушки безопасности, то на днях глава Минфина уже предупреждал, что следующий год может стать последним для Резервного фонда.

«Примерно на 2,6 трлн руб. мы сократим в 2015 году объем наших резервов – более чем наполовину. 2016-й – это последний год, когда мы сможем так тратить наши запасы», – сказал Антон Силуанов.

Кстати, антикризисного плана тоже не будет. Как пояснил журналистам Антон Силуанов, вместо него будет фонд поддержки отдельных отраслей экономики, в рамках которого будет оказываться поддержка ключевым секторам.

В проекте бюджета 2016 года под него предусмотрено 65 млрд рублей, эти средства могут быть доведены и до 150 млрд рублей. Примечательно, что 74 млрд из этих средств уже выделены для агропромышленного сектора.

Впрочем, первое чтение проекта бюджета -  еще не окончательное. Второе пройдет 2 декабря, именно в его время происходит перераспределение между статьями.

  Марина Староверкина