Полиция продолжает расследовать поджоги православных церквей в республике Татарстан. В понедельник местные власти объявили, что за информацию о поджигателях будет выплачена награда в 1 млн рублей. На минувшей неделе прокуратура Татарстана потребовала возбудить уголовные дела по факту поджогов церквей по статье 205 УК – «террористический акт».

Глава республики Рустам Минниханов взял под личный контроль расследование дела о массовом поджоге церквей. Об этом сообщается на официальном портале правительства республики. Власти пообещали выплатить 1 млн рублей за информацию, которая поможет в раскрытии преступлений, связанных с поджогами храмов. Кроме того, денежное вознаграждение обещано за информацию о взрывных устройствах, обнаруженных и обезвреженных 17 ноября в Алексеевском районе Татарстана и в городе Нижнекамске.

Также в понедельник на сайте Лениногорского муниципального района опубликован фоторобот подозреваемого в причастности «к совершению актов вандализма в отношении культовых учреждений». По предварительной информации, он может использовать автомобили отечественного производства: модели ВАЗ – 2114, «Приора», «Калина».

Вечером в пятницу в прокуратуре Татарстана прошло экстренное совещание по борьбе с экстремизмом. Поводом для коллегии стали участившиеся поджоги православных церквей.

Серия произошедших в республике поджогов церквей носит неслучайный характер.

«Ни у кого нет сомнений, что серия произошедших в республике поджогов церквей носит неслучайный характер. Правоохранительные органы Татарстана должны дать адекватный ответ тем, кто желает раскачать ситуацию в регионе», – отметил в пятницу прокурор республики Илдус Нафиков.

По итогам встречи прокурорам городов и районов республики было поручено усилить надзор за исполнением законов о пожарной безопасности, оповещением граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций в зданиях религиозных организаций и сооружениях религиозного культа.

Подозреваемый в причастности к поджогам церквей. Фото: leninogorsk.tatarstan.ruПоследнее возгорание церквей на территории республики было зафиксировано в ночь на пятницу, 29 ноября. Около 22 часов загорелся храм, построенный в честь Рождества святого Иоанна Предтечи в селе Албай Мамадышского района. А в 4 часа утра огонь охватил заброшенный храм Живоначальной Троицы в селе Крещеные Казыли Рыбно-Слободского района.

По первоначальным данным, пожар в храме села Албай мог произойти из-за короткого замыкания. Впрочем, в случае с возгоранием в селе Крещеные Казыли такая версия произошедшего не рассматривалась – храм Живоначальной Троицы не оснащен отоплением и электричеством.

В субботу Следственный комитет возбудил уголовное дело по части 2 статьи 148 УК (нарушение права на свободу совести и вероисповеданий совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний), части 2 статьи 167 (умышленные уничтожение или повреждение имущества, совершенные из хулиганских побуждений путем поджога) и части 2 статьи 214 (вандализм, совершенные группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти).

В сообщении ведомства отмечается, что дело завели лишь по факту поджога храма в селе Албай. При этом оба сгоревших сооружения принадлежат кряшенской общине.  

По разным данным, за последние полгода в Татарстане были подожжены от семи до девяти религиозных сооружений. Так, 17 ноября неизвестные подожгли церковь в деревне Ленино Новошешминского района республики, а также храм Святого Димитрия Солунского и храм в честь Новомучеников и исповедников Российских в Чистопольском районе. По обоим фактам возгорания было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 214 УК («вандализм, совершенные группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти»).

В прокуратуре по Татарстану уверены, что следствие обязательно отреагирует на требование Илдуса Нафикова возбудить дело по статье 205-й. При этом вовсе не обязательно, чтобы поджигатели выдвигали какие-либо требования, говорят в ведомстве.

«Несомненно, действия поджигателей направлены на дестабилизацию обстановки в республике»,сообщил представитель прокуратуры.

Действия поджигателей направлены на дестабилизацию обстановки в республике.

Форма квалификации поджогов церквей – это дело правоохранительных органов, очевидно лишь, что подобные деяния должны быть жестко пресечены, считает секретарь Казанской епархии протоиерей Александр Павлов.

«Действия злоумышленников однозначно направлены на разжигание межнациональной и религиозной розни между различными конфессиями и народами. Важно и то, что поступки этих неизвестных могут привести к жертвам среди верующих людей», – подчеркнул Павлов в разговоре с интернет изданием «Русская планета».

Поджоги, которые не повлекли за собой жертвы, в России редко квалифицируют как «терроризм». Обычно следователям не удается установить или доказать умысел поджигателей в воздействии на принятие решений органами власти и устрашение населения. Единственным резонансным делом о терроризме, возбужденном против поджигателей, стало так называемое «дело АБТО». Подсудимые признались в поджогах торговых точек, опорных пунктов полиции и приемной ФСБ, однако отрицали террористический мотив своей деятельности. Тем не менее, суд счел, что организация создавалась для того, чтобы оказывать влияние на миграционную политику государства. Девять молодых людей, входящие в организацию, получили различные сроки заключения – от условного срока до 15 лет колонии строгого режима.

В последнее время были зафиксированы попытки поджогов церквей и в других российских регионах.

В последнее время были зафиксированы попытки поджогов церквей и в других российских регионах. Так, ответственность за возгорание в петербуржском храме Святителя Петра, Митрополита Московского на улице Лени Голикова взяли на себя неонацисты, называющие себя  группой «NS/WP Невоград». На одном из неонацистских форумов ее участники сообщили, что их поступок был мотивирован желанием «очистить славянскую землю от христианско-жидовской чумы». По факту нападения на церковь, в которой служит алтарником депутат петербургского Законодательного собрания Виталий Милонов, было возбуждено уголовное дело по статье 213 УК «Хулиганство».

Дело по части 3 статьи 30 и части 2 статьи 167 УК («покушение на умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества путем поджога») было возбуждено на нижегородского активиста  «Левого фронта» Дмитрия Капелюша. По данным следствия, он совместно с еще одним соучастником в знак протеста против принятия закона об оскорблении чувств верующих забросал церковь «коктейлями Молотова». При этом в результате нападения было разбито стекло и обгорел подоконник — внутрь культового здания огонь не проник.


Мария Климова

rusplt.ru