Об этом  –  в совместном проекте ИА «Росинформбюро» и радиостанции Столица ФМ – программе «Другими словами», рассказал Владимир Маслюк, заместитель генерального директора Московского Конструкторского Бюро "Компас".

 

Владимир, чем занимается ваше конструкторское бюро?  

Ключевое направление – это приборостроение. Мы одновременно являемся межотраслевым инновационным центром российских технологий.  Занимаемся специфической продукцией, в том числе и космической.

Каждое из предприятий, и наше в том числе, ищет свою нишу. Как известно, с 1 апреля Российская Федерация председательствует в заседаниях стран БРИКС. Мы естественно хотели бы для этих дружественных нам стран по экономике, политике, по направлению развития предложить какие-то новые решения. Наше предприятие видит  проблему совершенствования морской и речной инфраструктуры. Мы имеем опыт и представляем мобильные многофункциональные порты.

 

То есть можно где угодно развернуть порт?

Да. На необорудованном побережье без дополнительного создания какой-либо инфраструктуры. Мы - единственная страна в мире, которая имеет опыт с 60-х годов по настоящее время использования таких мобильных причалов. Это было и освоение Кольского полуострова, Северного морского пути, дальневосточных направлений, Балтики, Западного, Черного моря, а так же пунктов материально- технического обеспечения, которые использовал Советский союз и Российская Федерация в дружественных странах. Это и Африка, и юго-восточная Азия, Латинская Америка. Мы знаем такие страны, которые относились к нам всегда дружелюбно. И мы к ним так же относились.

 

А как происходит доставка? На кораблях или как-то по-другому?

Можно осуществлять доставку по модулям. Модули могут доставляться буксирами, на кораблях, а также могут строиться в самой стране пребывания. Можно и самолетом доставить, если это экономически выгодно.

 

Вы сказали, что мы единственные в мире, кто обладает таким опытом. Кто следующий и насколько они отстают от нас?

 Я бы не хотел давать оценку насколько они отстают, каждый идет в этом направлении своим путем. Но опыта эксплуатации в таких длительных периодах при таких климатических условиях и различного характера его использования, ни одна страна мира не имеет. Мы расширяем возможности внешнеторгового сотрудничества. Это вывоз сырья, на этих портах можно все вывозить.

 

Насколько они востребованы на международном рынке?

Они востребованы, потому что секрет этой продукции в одном: цена ее в несколько раз меньше стационарных портов. А порты необходимо разведывать. Мы знаем, что концепция и планы развития и совершенствования инфраструктуры портов имеет по сути каждая из этих стран. Но вот вам как пример: есть страны, которые соединяют только водные акватории. Берем озеро «Виктория» в Африке. И у этих стран пути взаимодействия только через это озеро. Им надо делать порты или какие-либо причалы. Авиационными средствами очень сложно, железную дорогу вы не проложите, автомобили тоже. Возьмите транспортную артерию Каспийского моря. Самый дешевый вид транспорта – это водный.

 

Кто бы мог составить вам конкуренцию или у вас нет вообще конкурентов?

На данный момент у нас нет конкурентов. Но технологии и наука настолько быстро развиваются, и мир настолько способен реагировать на любые изменения, что это можно сделать. Самое главное – расчеты.

 

То есть вы считаете, что сейчас может кто-то взять и начать производить подобные мобильные порты просто где-то в другой стране мира?

Да, может быть и так. Востребованность этого проекта крайне важна для , островных государств. Такие островные государства есть в юго-восточной Азии (Индонезия, Филиппины). Вот как между этими островами найти коммуникацию? Только по морю.

 

Скажите, насколько вы зависите от импортных комплектующих?

У нас все российское. Я агитирую за этот проект не потому, что хочу вас убедить, что это панацея от всех каких-то проблем. Это один из элементов экономики, который уменьшает затратный механизм и дает реализовывать в полном объеме те функции, которые выполняются стационарными портами.

 

Ведь получается, что этими портами могут воспользоваться и военные тоже?

Да, это очень актуально для развертывания сил.

 

Армия закупает их сейчас у вас?

Заказы такие есть, они необходимы и нужны.

 

А что еще вы делаете для нашей армии то, о чем можно говорить?

Вхождение в государственную корпорацию Ростехнологии, уже подчеркивает, что большинство продукции мы выпускаем и разрабатываем для государственных нужд, обеспечивающих безопасность нашей страны.

 

Вы называетесь «Компас». Само устройство компас существует уже сколько веков. Что нового можно придумать именно в этом плане, в этом оборудовании - находить какие-то новые маршруты?

Мы начали с того, что мы делаем для БРИКС. Второй пункт, который мы считаем был бы актуален и целесообразен для этих стран – это автономные позиционные станции, которые в рамках экологии контролируют качество воды или водных ресурсов. Мы эту тему начали не просто так. События в Японии, этот так называемый разлив, подтолкнул на решение этих вопросов. А там рыбные запасы. Не совсем понятно в каком направлении  идет течение воды. Если бы такие станции были, то можно было бы предупредить, что идет какая-то утечка. И можно было бы сориентировать о прекращении этих вопросов. Вопросы разлива нефти в Карибском море. Творческий подход конкурентов толкнул и на такие вещи. Теперь каждая страна, которая выходит в море или в океан, занимается разработкой шельфа, что сейчас для нас тоже очень актуально в Арктике. Можно говорить и о трубопроводах между континентами или государствами, проходящими через водные ресурсы. Тот же «Турецкий поток». Тут надо обеспечить безопасность, а лучше предупредить.

 

В любом случае получается, что это технология двойного назначения. Для гражданских и военных?

 26 марта 2013 года данная тема была крайне интересно воспринята странами БРИКС в Дурбане, в Южно-Африканской Республике. Мы предложили единую навигационную информационно- справочную систему мониторинга интермодальных перевозок по транзитным каналам и коридорам.

 

Что это значит, если говорить проще?

Это значит - обеспечить безопасность перевозок, допустим, запад-восток, восток-запад, север-юг, юг-север. Сколько стран находится в таможенном коридоре, которые должны будут контролировать?  И мы сделали можно сказать электронную пломбу, сделали навигатор «карго», провели испытания в Китае, Казахстане, России, Белоруссии, Польше, которые обеспечили показатели высшего подтверждения характеристик этих вещей.

 

То есть в этой пломбе вся информация о товаре?

Она является единым электронным паспортом. Как для таможни, как для пограничного пункта, так и для грузополучателя.

 

От каких проблем освобождает это тех, кто везет этот груз?

Во-первых, скорость перевозки. Во-вторых, отсутствие коррумпированных оформлений документов. Ну, и, контроль за тем грузом, который вы перевозите. И, может, и его сохранность. Если вы везете мясо, и там будет температура другая, то это будет уже не мясо.

 

Скажите, когда эта система заработает, когда ее примут?

Это будет зависеть только от заказчика. Мы готовы. Хотел бы еще добавить, что наименование МКБ «Компас» созвучно с компасами, которые мы выпускаем более 50 лет – автоматические радиокомпасы. Мы в этом направлении достигли высочайших успехов. В апреле будет как раз 50 лет подразделению, которое все это изготавливает. Мы поздравляем весь коллектив, особое признание выражаем его руководителю - Шемелю Янису Владиславовичу.

 

Беседовали Илья Доронов и Игорь Брачугов.