В этом году исполняется ровно 25 лет с момента создания ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению). Члены комитета предприняли попытку отстранить от власти президента СССР Михаила Горбачева, проводившего политику «перестройки», а их действия привели к «Августовсткому путчу». Участники тех событий считают, что распада Советского Союза можно было избежать, если организаторы ГКЧП действовали бы более решительно.

 

«Особый» комитет

 

ГКЧП – это самопровозглашённый орган власти, существовавший с 18 по 21 августа 1991 года. Он был образован из первых государственных и должностных лиц Советского правительства. 17 августа состоялась встреча будущих членов ГКЧП в закрытой гостевой резиденции КГБ. Члены комитета приняли решение ввести в стране чрезвычайное положение с 19 августа, а от Горбачева хотели потребовать уйти в отставку и передать полномочия вице-президенту Геннадию Янаеву

Членами ГКЧП помимо Янаева были: первый заместитель председателя Совета обороны СССР Олег Бакланов, председатель КГБ СССР Владимир Крючков, премьер-министр СССР Валентин Павлов, министр внутренних дел СССР Борис Пуго, председатель Крестьянского союза СССР Василий Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Александр Тизяков и министр обороны СССР Дмитрий Язов.

Распад СССР можно было предотвратить, если бы члены ГКЧП действовали более решительно

Утром 19 августа по радио и телевидению дикторы объявили о создании ГКЧП. В «Заявление советского руководства» говорилось о болезни президента СССР Михаила Горбачева и передаче его полномочий председателю ГКЧП, вице-президенту Геннадию Янаеву.

«В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачёвым Михаилом Сергеевичем обязанностей Президента СССР и переходом в соответствии со статьёй 127/7 Конституции СССР полномочий Президента Союза ССР к вице-президенту СССР Янаеву Геннадию Ивановичу», - говорилось в тексте обращения.

Кроме того, в обращении говорилось о введении в стране чрезвычайного положения сроком на 6 месяцев.

В это же время по приказу министра обороны СССР Дмитрия Язова в Москву ввели войска – сотни танков, бронетранспортеров и БМП заполонили улицы столицы. Президент СССР Михаил Горбачев был изолирован в своей резиденции в Форосе (Крым), а президент РСФСР Борис Ельцин находился на загородной даче в Архангельском Московской области, где его окружили бойцы спецподразделения «Альфа».  Когда он решил покинуть дачу и поехать к Белому Дому, ему не стали препятствовать. В этом многие видят основную ошибку ГКЧП – Ельцин назвал преступными действия комитета и отказался подчиняться их власти. После этого сторонники президента вышли на улицы, а часть армии, не получая приказов от командования свыше и под давление демонстрантов, встала на защиту Белого Дома.

Ободренный поддержкой граждан и армии, Ельцин вышел к своим сторонникам и на одном из находящихся танков публично зачитал обращение под названием «Граждане России».

«Граждане России. В ночь с 18 на 19 августа 1991 года отстранён от власти законно избранный президент страны. Какими бы причинами ни оправдывалось это отстранение, мы имеем дело с правым реакционным, антиконституционным переворотом», - говорилось в обращении.

В ночь на 20 августа прошли первые столкновения между защитниками Белого Дома и армией. Тогда погибли три человека, так называемые защитники власти: архитектор проектно-строительного кооператива «Коммунар» Илья Кричевский, участник войны в Афганистане и водитель автопогрузчика Дмитрий Комарь, экономист совместного предприятия «Иком», сын контр-адмирала Владимир Усов.

Власти "заставили" путчинистов действовать в неудобное для них время

Все трое погибли во время инцидента в тоннеле на Садовом Кольце, когда произошло столкновение моторизованного армейского патруля с демонстрантами. Солдаты открыли стрельбу, которая велась поверх голов, но жертв избежать все равно не удалось.  24 августа 1991 года указами Горбачева всем троим посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза «за мужество и гражданскую доблесть, проявленные при защите демократии и конституционного строя СССР». А через гол они стали первыми награждёнными (посмертно) медалью «Защитнику свободной России».

После этих событий прошло еще несколько инцидентов, затем министр обороны принял решение отправить часть войск в места постоянной дислокации. В это же время к Горбачеву была направлена делегация, а Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП. Члены комитета были арестованы. Так закончилась попытка остановить Горбачева, решившего подписать документ, положивший конец великой державе – СССР.

 

Можно ли было спасти СССР?

 

Эти события многие называют знаковыми и трагичными в истории, как России, так и Советского Союза. Эксперты и свидетели тех событий сходятся во мнении, что развала великого государства можно было избежать, а «перестройку» остановить, если бы члены ГКЧП действовали более скоординировано и целенаправленно. С такими силами и возможностями, которые тогда были в распоряжении Государственного комитета по чрезвычайному положению, эта попытка была обязана увенчаться успехом.

Эксперты утверждают, что первые лица государства, решившие остановить президента СССР, действовали робко и не скоординированно, а в таких делах нужна смелость. История показывает, что робость и лояльность в подобных ситуациях не сулит ничего хорошего. Достаточно вспомнить события на Украине зимой 2014 года, когда Виктор Янукович отказался вводить в город, заполоненный радикалами, армию. За свою робость экс-президент поплатился родиной и должностью.

Успех операции ГКЧП предотвратил бы дальнейшие трагические события 1993 года

Если посмотреть на события 25-летней давности, то становится ясно, что не все здесь просто и понятно. Несомненно, повернись все по-другому, возможно можно было бы предотвратить распад величайшей державы. Организаторы и члены ГКЧП были сильными политиками, приверженцами, так называемой, старой власти, в то время как сторонники Горбачева и Ельцина – во многом уступали им в опытности. Поэтому странным является тот факт, что действия закаленных политиков были настолько неподготовленными. В то же время, Горбачев «вовремя» улетел в Крым, а Ельцин будто был хорошо готов к этим событиям. Это все подталкивает на мысль, что два президента не только знали о предстоящем путче (в июне 1991 года власти США обсуждали перспективу путча в СССР с Горбачевым и руководством МИД СССР), но они сами толкнули своих противников осуществить его в самое неподходящее для них время, когда путчинисты не были готовы, да так, чтобы эта попытка завершилась провалом.

Для успеха операции ГКЧП нужно было применить силу и пустить в дело армию, чтобы разогнать демонстрантов и взять власть в свои руки. Но они этого не сделали, что в последствии привело к дальнейшей трагедии – расстрелу демонстрантов в октябре 1993 года. И жертв уже было более 140 человек – это только официальные данные. Предотвратить трагедию и революцию, на стороне которой в этот раз выступили власти, не удалось. Всю структуру советской власти полностью изменили вроде бы законным путем, несмотря на протесты граждан, а с властью изменилось все. Отголоски тех событий 25-летней давности и распада величайшего государства слышны до сих пор и будут ощущаться еще долгое время. Неизвестно, как сложилась бы судьба российского государства, если в те далекие августовсие дни ГКЧП осмелился бы применить силу, но это была совсем другая история.

Елена Манихина