17 ноября Украина официально начинает применять финансовые санкции в отношении лиц, попавших в черный список. Впрочем, такие санкции на макроэкономической ситуации в России точно никак не скажутся. Зато накалят атмосферу на политической арене. 

 

Кто попал под санкции?

 

Большинство фигурантов санкционного списка – это граждане России, которые каким-либо образом, по мнению киевских властей, причастны к событиям в Донбассе и к присоединению Крыма к РФ. Кроме того. Россиянам из черного списка запрещен въезд на Украину. К украинским же гражданам, причастным к действиям в Донбассе или событиям в Крыму, применены и финансовые санкции. Под ограничительные меры попали, в частности, лидеры самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР».

Среди указанных санкций — блокирование активов, приостановка выполнения экономических и финансовых обязательств, запрет на установление деловых контактов, остановки выполнения экономических и финансовых обязательств (запрет предоставлять кредиты, займы, финансовую помощь, гарантии; запрет осуществлять кредитование через покупку ценных бумаг; запрет приобретения ценных бумаг), предотвращение вывода капиталов за пределы Украины.

«В случае применения к лицу санкции в виде блокирования активов по счету такого лица осуществляются только операции по зачислению средств. А владелец счета не имеет права распоряжаться средствами. Если к лицу применены санкции в виде приостановления финансовых операций, то вообще все операции по счету останавливаются», - пояснили Deutsche Welle в Нацбанке.

По его данным, сейчас уже заблокировано 483 счета лиц из черного списка, на которых находится 196,3 миллиона гривен (около 7,9 млн евро в пересчете).

Финансовые санкции -  скорее декларативная мера, поскольку вряд ли даже лидеры ДНР и ЛНР держат деньги в украинских банках, не говоря уже о Кобзоне или Кадырове.

Куда опаснее финансовые санкции для юридических лиц, в список которых попали "Аэрофлот", "Трансаэро", два крупнейших оператора лотерейного рынка и производители антивирусов. Ограничения в их деятельности могут привести к переделам рынков и большим финансовым потерям, в том числе для Украины (в случае, если "Аэрофлот" прекратит транзит через Киев).

Кстати, экономические риски Украины все-таки учитывались при составлении списка санкций: так, под них попала пара мелких российских дочерних банков, но в список не внесли "Сбербанк" и ВТБ, выдавливание которых с украинского рынка может его обрушить.


Выстрел в ногу

 

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев не исключил оказания поддержки подпавшим под украинские санкции компаниям в зависимости от их экономического положения. 

«Естественно, санкции повлияют негативно, правда объем товарооборота у нас сейчас сильно сократился, так что это не будет иметь большого макроэкономического значения. Но для отдельных компаний влияние будет негативным», – сказал министр.

Впрочем, введением санкций Украина скорее навредит себе, нежели России. Зато этот шаг со стороны киевских властей только заметно ухудшит и без того натянутые отношения между Киевом и Москвой.

«Это еще один из недружественных шагов украинской стороны. За последний год было принято свыше 40 нормативно-правовых актов разного уровня, которые направлены против российских инвесторов и российских компаний, ухудшают условия их работы», - сказал Улюкаев.

К тому же  Россия уже подготовила пакет мер по введению продовольственного эмбарго в отношении товаров Украины с 1 января 2016 года, когда должно вступить в силу соглашение об ассоциации Украины и ЕС.

 

Бизнес на «вражеской территории»

 

А между тем, сами украинские олигархи не торопятся покидать российский рынок. Если от открытого бизнеса некоторые и отказывались, то от «подпольного» отказаться духа не хватило. Оно и понятно – условия в России гораздо лучше.

Так, помимо всем известной липецкой фабрики холдинга Roshen в России по-прежнему функционируют несколько компаний, так или иначе связанных с именем Петра Порошенко. Еще несколько структур базируются на Украине, но специализируются на поставке товаров в Российскую Федерацию.

"Известия" сообщают, что в роли главного поставщика аккумуляторов для моделей Renault, выпускаемых заводами "АвтоВАЗ", выступает днепропетровский аккумуляторный холдинг ISTA, совладельцем которого является Порошенко.

К пищевой империи Порошенко относится еще одно предприятие в Липецке -"Крахмалопродукты". В 2014 году предприятие, прежде записанное на украинское юрлицо, перевели в офшоры.

Приближенные к украинскому лидеру структуры продают в России китайские автомобили марки JAC, собираемые на черкесском заводе Derways. Автодистрибьютор "Авто Реал", входящий в украинскую группу "Богдан" Олега Зимина и Олега Свинарчука, - это не только друзья, но и бизнес-партнеры Порошенко. "Богдан" до 2013 года официально принадлежал украинскому президенту, пока тот якобы не передал управление Свинарчуку. Сейчас же выясняется, что Порошенко все еще владелец "Богдана", что подтверждают данные бизнес-реестров.

Ранее Петр Порошенко многократно обещал "перекрыть власть олигархов" на Украине, продать собственный бизнес и тем более ограничить любые контакты с Россией. И что мы видим сейчас? В ближайшем окружении президента его бизнес-партнеры - миллионеры, империя его никуда не делась и интересы на территории РФ тоже.

 Марина Староверкина