Впервые с 2013 года Владимир Путин и Барак Обама провели полноценную двустороннюю встречу, и, надо сказать, с самого ее начала, безусловно, ощущалось напряжение, свойственное российско-американским отношениям последнего времени. К примеру, главы государств, встретившись, пожали друг другу руки, но не произнесли на камеры ни одного слова, предпочтя вынести любой обмен репликами за закрытые двери.

 

Долгая беседа

 

 

На прошлой неделе пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков анонсировал, что беседа займет «50 минут – час», однако общение продлилось порядка полутора часов.

Первым в холле, где ожидали российские журналисты, появился президент США Барак Обама, поприветствовавший собравших традиционным американским: «How are you, people?», после чего сразу же удалился, но уже очень скоро в зал для пресс-конференций пришел Владимир Путин и объявил прошедшую встречу с Обамой «очень полезной и откровенной». Как отмечают СМИ, уже первые слова российского президента показывали, что он настроен на миролюбивый тон, что контрастировало с его выступлением на Генассамблее ООН, во время которого Владимир Путин подверг США критике за попытки решить мировые проблемы единолично.

"Мне кажется, что и американские партнеры достаточно ясно изложили свою позицию по многим вопросам, в том числе и по урегулированию ситуации на Украине, и сирийской проблематике, и вообще по ближневосточной. У нас, как ни странно, много совпадающих точек и мнений", - сказал российский лидер. "Но есть и разногласия", - отметил Путин, подчеркнув, что об этих расхождениях и так хорошо известно.

"Но на мой взгляд есть возможность работать надо общими проблемами совместно", - заключил глава российского государства.

Отвечая на вопросы журналистов по поводу разных высказываний в Вашингтоне и Москве по поводу того, кто был

Однозначного ответа на вопрос, как могло бы выглядеть участие России в борьбе против ИГИЛ, Путин не дал: «Мы с президентом Обамой обсуждали различные аспекты борьбы с ИГИЛ. Вообще, что касается нашего участия, мы думаем, что именно могли бы сделать дополнительно, чтобы поддержать тех, кто воюет против ИГИЛ. Это правительственная армия Сирии и курды».

инициатором переговоров, президент РФ сообщил: "Американские партнеры предложили эту встречу, и как уже сказал мой помощник (Юрий Ушаков), одновременно предложили два варианта по времени. Мы выбрали один из них. Вот и все". По его словам, это было "на днях, совсем недавно". При этом Путин не согласился с утверждением, что у него долго не было контактов с американским коллегой. По его словам, если не было таких встреч как сегодня "под камеру", это не значит, что контактов не было вообще. 

Американские партнеры, по его словам, изложили свою позицию по сирийскому урегулированию: «Есть расхождения, по которым договорились работать». В чем заключаются расхождения, и о чем договорились, президент умолчал. И уж точно не случайно – когда Путин заинтересован более предметно рассказывать о деталях переговоров, он предпочитает их не скрывать.

 

Курс на сближение?

 

Российско-американские отношения, как признал Путин, находятся «на достаточно низком уровне»: «Но это не наша инициатива. Такой выбор был сделан США». Надежд на то, что после переговоров отношения улучшатся, глава государства не выражал, что подтверждает общий вердикт, сделанный экспертами, встреча прошла хорошо, но без прорывов.

Спрашивали президента о том, готова ли Россия присоединится к коалиции западных государств, которая наносит удары по «Исламскому государству».

«Мы думаем над этим, — признался Путин. – Но это возможно только в соответствии с нормами международного права». То есть, надо полагать, с санкции Совбеза ООН и при наличии согласия президента Сирии Башара Асада – именно в отсутствии такого решения и согласия глава государства упрекнул коалицию западных стран.

На вопрос, возможно ли участие российских войск в наземных операциях в Сирии против ИГИЛ, Путин категорично заявил, что «о наземных речи не идет и идти не может».

Однозначного ответа на вопрос, как могло бы выглядеть участие России в борьбе против ИГИЛ, Путин не дал: «Мы с президентом Обамой обсуждали различные аспекты борьбы с ИГИЛ. Вообще, что касается нашего участия, мы думаем, что именно могли бы сделать дополнительно, чтобы поддержать тех, кто воюет против ИГИЛ. Это правительственная армия Сирии и курды».

Какие есть варианты у Москвы в помощи тем, «кто воюет против ИГИЛ», президент также предпочел не говорить. Но подчеркнул, что эта деятельность «должна идти параллельно с политической работой в Сирии». Очевидно, имелось в виду решение судьбы Башара Асада – Россия, напомним, настаивает, что без взаимодействия с ним борьба с ИГИЛ не может быть эффективной, в то время как Запад настаивает на том, что президент Сирии должен уйти.

Несмотря на атмосферу секретности Владимир Путин все же отчасти поделился конкретными инициативами, которые обсуждал с президентом США. Говоря об информационном центре, который создала Москва для координации борьбы с ИГИЛ совместно с Ираком, Ираном и Сирией, глава государства сообщил: «Мы говорили о взаимодействии между США и Россией на этом антитеррористическом треке – есть понимание, что надо усилить эту работу на двусторонней основе».

Журналистов интриговала и атмосфера нынешней встречи по сравнению с той, что состоялась два года назад, однако президент не стал их сравнивать.

"Я не помню, что было в 2013 году, какая там была атмосфера. У нас много дел. Я думаю, что и Барак Обама не помнит тоже", — заключил президент.

 Ника Бажанова