25 октября вступают в силу санкции против российских авиакомпаний на запрет полетов на Украину. «Нечего делать российским самолетам с российскими триколорами в украинских аэропортах», – заявил ранее премьер-министр Украины Арсений Яценюк, подчеркнув, что запрет в первую очередь касается крупнейших компаний – «Аэрофлота» и «Трансаэро».

 

Кого затронул запрет

 

Напомним, что решение о запрете полетов для крупнейших перевозчиков из РФ в Киеве приняли 25 сентября. Так, в середине сентября президент Украины Петр Порошенко подписал указ о введении в действие решения СНБОУ от 2 сентября 2015 года «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер».

Таким образом, в «черном списке» оказался не только крупнейший российский перевозчик «Аэрофлот», который летает в Киев, Одессу, Харьков, но и три его «дочки» - авиакомпании «Россия», «Донавиа», «Оренбургские авиалинии». В этом же перечне вторая по величине авиакомпания России «Трансаэро», которая в настоящее время и без того испытывает трудности.

Напомним, что в начале сентября текущего года стало известно, что «Трансаэро» войдет в группу «Аэрофлот». Предполагалось, что 75% + 1 акция перевозчика будут проданы «Аэрофлоту» за символический 1 рубль. Через месяц стало известно, что акционеры «Трансаэро» не смогли вовремя консолидировать необходимый пакет акций, передает «Интерфакс». В результате «Аэрофлот» отказался от оферты, а профильные ведомства заявляли, что единственным вариантом в этой ситуации может быть банкротство «Трансаэро». Кстати, с 25 октября авиакомпания «Трансаэро» будет выполнять все свои московские рейсы из аэропорта Внуково.

Помимо «Аэрофлота», его «дочек» и «Трансаэро», в запретном списке фигурируют такие крупные перевозчики, как S7 («Сибирь», занимает третье место по объемам перевозок), «Уральские авиалинии» (пятое место по объемам перевозок), а также «Глобус», «Вим-Авиа», «Когалымавиа», «Газпромавиа» и Red Wings. Все эти перевозчики входят в первую тридцатку крупнейших авиакомпаний России. В санкционный список попал и специальный летный отряд «Россия», который занимается перевозкой первых лиц страны и 224-й летный отряд Минобороны РФ.

Кроме того, с недавнего времени в списке значится и компания «ЮТэйр». Об этом сообщает ТАСС, ссылаясь на российского министра транспорта Максима Соколова. 

 

Зеркальный ответ

 

В России на этот счет отреагировали зеркальными мерами: с 25 октября Москва тоже ввела запрет на выполнение авиаперелетов между Россией и Украиной. Соответствующие указания Минтранс РФ уже дал Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации).

«В соответствии с поручением премьер-министра РФ Дмитрия Медведева Минтранс России дал указание Росавиации направить авиакомпаниям Украины, совершающим или планирующим совершать перелеты в пункты назначения на территории Российской Федерации, уведомления о прекращении использования воздушного пространства России с 25 октября», - отметили в пресс-службе.

 

Эффект отдачи

 

При этом в Минтрансе пояснили, что ситуация окажется для Украины куда более неприятной, нежели для российских перевозчиков, которые уже привыкли облетать территорию Украины.

С января по июль текущего года российские авиаперевозчики перевезли на Украину 303 тыс. человек, а обратно за этот же период — 287 тыс. человек.

Как ранее пояснил глава Минтранса Максим Соколов, около 70% пассажиров, летавших из России в Украину и обратно, являются гражданами Украины, причем прилетавшие в Москву зачастую следовали в Европу и другие страны мира.

При этом, отметил чиновник, санкции Украины в отношении российских авиакомпаний никак не отразятся на стоимости полетов россиян в европейские страны.

«Небольшое увеличение времени в полете на 20–30 минут, конечно, чувствительно, но с точки зрения цены билета давно уже состоявшийся факт»,— сказал он, пояснив, что маршруты российских авиарейсов не проходят над территорией Украины уже с лета прошлого года.

Глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун заявил, что с января по июль текущего года российские авиаперевозчики перевезли на Украину 303 тыс. человек, а обратно за этот же период — 287 тыс. человек. За 7 месяцев текущего года из Москвы в Киев российские авиакомпании перевезли 200 тыс. человек, а из Киева в Москву — 192 тыс. человек. В Одессу из Москвы российскими авиакомпаниями за этот период улетело 73 тыс. человек, а обратно — 60 тыс. пассажиров.

 

Шаг на встречу

 

Видимо, поняв какой эффект отдачи украинские авиакомпании получат в случае реализации запрета на полет, некоторые авиакомпании Украины решили не рубить с плеча и обратились за разрешением на полеты в зимний сезон навигации 2015 - 2016 гг. Так, авиакомпания «Атласджет Украина» просит разрешить выполнять рейсы по трем маршрутам: Киев - Москва, Одесса - Москва и Киев - Санкт-Петербург, «ЮТэйр-Украина» - по маршрутам Киев - Москва и Львов - Москва.

В ответ на это Росавиация предложила Госавиаслужбе Украины незамедлительно провести переговоры. «Мы в любом случае приветствуем любые шаги в нужном направлении, если речь идет об обеспечении перевозок. Все зависит от позиции украинских авиационных властей», - сказал Соколов. При этом глава Минтранса подчеркнул, главное, чтобы были сохранены нынешние доли России и Украины в общем объеме авиационных перевозок между двумя странами. 

Алиса Ермакова