В Саяногорском городском суде ждут оглашения приговора по делу об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, унесшей в августе 2009 года 75 жизней. Около пяти часов продолжалось оглашение приговора семи обвиняемым по делу об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. На заседании суда присутствовали около 60 человек, в том числе около 10 человек со стороны потерпевших. Чтение приговора займет несколько дней.

За нарушение правил безопасности к уголовной ответственности привлечены директор филиала ОАО «РусГидро» - «Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего» Николай Неволько, главный инженер станции Андрей Митрофанов, его заместители Евгений Шерварли и Геннадий Никитенко, а также работники службы мониторинга оборудования ГЭС Александр Матвиенко, Владимир Белобородов и Александр Клюкач.

Об аварии

 

В августе 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС, принадлежащей ОАО «РусГидро», произошла авария. По мнению специалистов «Ростехнадзора», которые участвовали в расследовании катастрофы, главной предпосылкой к аварии стал пожар на Братской ГЭС в Иркутской области. После возгорания там были потеряны все каналы связи и телеметрии, регулирование мощности перешло на Саяно-Шушенскую ГЭС.

В результате для компенсации выпавших объемов энергии на СШГЭС из резерва был выведен второй гидроагрегат. 17 августа он разрушился из-за многократных превышений нагрузок. За несколько часов до аварии второй гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС шесть раз выходил на запредельные мощности, а вибрация за это время выросла в четыре раза.

«Вследствие многократного возникновения дополнительных нагрузок переменного характера на гидроагрегат, связанных с переходами через нерекомендованную зону, образовались и развились усталостные повреждения узлов крепления гидроагрегата, в том числе крышки турбины. Вызванные динамическими нагрузками разрушения шпилек привели к срыву крышки турбины и разгерметизации водоподводящего тракта гидроагрегата», - отмечалось в акте Ростехнадзора. После чего крышку сорвало, и вода хлынула в машинный зал. Затопленными оказались ремонтные мастерские, в которых находились люди. Жертвами аварии стали 75 человек.

Судебное следствие

 

Процесс по делу начался в Саяногорском городском суде Хакасии в октябре 2013 года. Однако об окончании судебного следствия было объявлено лишь 11 ноября текущего года. Прения сторон по данному делу длились несколько дней. Хотя это немудрено, учитывая объем дела, который составляет 1,2 тысячи томов.

Обвинение требует для подсудимых по 6 лет и 10 месяцев колонии общего режима. По данным следствия, авария стала результатом небрежности обвиняемых, которые «в течение длительного времени допускали работу второго гидроагрегата в неудовлетворительном вибрационном состоянии». Согласно экспертному заключению, «при увеличении амплитуды вибрации турбинного подшипника до 840 микрон при максимально разрешенном значении 160 микрон произошло разрушение крепления крышки турбины, что привело к ее отрыву и разрушению станции».

По данным следствия, авария стала результатом небрежности обвиняемых, которые «в течение длительного времени допускали работу второго гидроагрегата в неудовлетворительном вибрационном состоянии».

Подсудимые свою вину не признают. По их мнению, у них отсутствовала информация, указывающая о возможной аварийной ситуации. По словам защиты, никакой аномальной вибрации в преддверии катастрофы не было.

Причем тут Чубайс?

 

Напомним, что в обнародованном Ростехнадзором в октябре 2009 года Акте технического расследования причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, ответственность за случившееся была возложена на конкретных лиц. Среди них был назван экс-глава РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс. Но со временем круг лиц, несущих ответственность за аварию, был сужен. И Чубайс из категории «подозреваемый» перешел в категорию «свидетель». В июне 2014 года он должен был выступить в качестве свидетеля по данному делу, но не явился на очередное судебное заседание. Как ранее поясняли в пресс-службе суда, вызванный в качестве свидетеля Анатолий Чубайс отказался лично присутствовать на заседании в силу своей занятости. В дальнейшем оказалось, что в адрес суда от него поступило заявление, в котором он просил огласить его показания, данные на предварительном следствии.

После аварии Следственный комитет России потребовал от руководства отрасли принять меры по недопущению подобных ситуаций в будущем. В результате на российских ГЭС помещения персонала перенесли выше зон возможного затопления, а работников станций снабдили спасательными жилетами.

 Алиса Ермакова