Соломонов Юрий Семенович – российский ученый, специалист в области разработки ракетной техники военного назначения, первый заместитель генерального директора – генеральный конструктор ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники», академик РАН. И, к сожалению, сегодня далеко не всем известно, что именно этот человек в свое время фактически спас ракетно-ядерный щит России.

 

На страже Родины

 

В 1971 г. Соломонов начал работать в Московском институте теплотехники, занимающийся разработкой и производством боевых ракет, а в 1997 г. возглавил его. Сегодня эта корпорация насчитывает более 800 предприятий, но еще не так уж давно, в 1990-е гг., когда из 80 тыс. российских ракетчиков было предложено уволить 60 тыс., существование отрасли было под угрозой.

МИТ является разработчиком более 70 типов твердотопливных ракет для Ракетных войск стратегического назначения, Военно-морского флота и Сухопутных войск, таких как "Булава", "Темп-С", "Пионер", "Тополь", "Тополь-М", "Ярс", "Марс", "Филин", "Луна", "Вихрь" и других.

«По оценке американцев, к 2000 г. наш ракетно-ядерный щит должен был превратиться в решето. Исходя из этого, США могли бы уже диктовать нам свою волю так, как считали необходимым. И академик Соломонов, несмотря на все сопротивление тогдашних властей, фактически спас отрасль, он сохранил ракетно-ядерный щит России», - рассказал АиФ Иосиф Дискин, член Общественной палаты. 

После распада Советского Союза перед конструктором стояла задача создания нового ракетного комплекса "Тополь-М", но на этот раз, по сути, с нуля, ведь многие предприятия, на которых собирали боевые детали, остались в бывших республиках. Но и с этой задачей удалось справиться.

 

Главное - успех

 

Символично, что запланированные на конец года очередные пуски "Булавы" совпали со знаменательной датой в жизни ее главного конструктора - со дня на день должны появиться известия о контрольных запусках принятой на вооружение морской ракеты - для проверки ее эксплуатационной надежности и заявленных ТТХ.

Когда в свое время случилась черная полоса неудач с пусками «Булавы», Юрий Соломонов подал в отставку с поста директора Московского института теплотехники. Тогда СМИ называли его поступок «первым за последние годы в России случаем, когда руководитель крупнейшего военного проекта добровольно взял ответственность за его неуспех на себя».

"Для меня это было принципиальным решением, постольку поскольку, несмотря на то, что кооперация огромная, я, как генеральный конструктор, являюсь вершиной этой огромной пирамиды. И, несмотря на то, что, повторюсь, лично я не был виноват, конечно, в тех или иных просчетах производственно-технологического характера, я воспринимал это как свои личные ошибки", - говорит Юрий Соломонов.

По мнению самого конструктора, который, несмотря на неудачи, не опускал рук, в стране просто не было необходимых материалов для подобной ракеты. И хотя в проект верили немногие, а большинство и вовсе прочили ему закрытие - ракета была успешно поставлена на вооружение российского ВМФ. 

Почетное звание Героя Труда РФ «за особые трудовые заслуги перед государством и народом» академику присвоили с большим опозданием - лишь в апреле нынешнего года, хотя нет ни малейшего сомнения в том, что эту награду он заслужил уже очень давно.  

Как рассказал журналистам сам ученый, юбилей он праздновать не будет - не привык, а главной наградой для него остается семья, которая поддерживала и была рядом все эти годы. Но одну тайну он все же раскрыл: готовит к печати биографию, но подробностей не раскрывает и в шутку говорит — пока военная тайна.

 Ника Бажанова