Свежеизбранный президент Украины Петр Порошенко еще официально не вступил в должность, но уже успел дважды обмануть своих избирателей. Оба эпизода можно понять и объяснить. Однако в обоих случаях никто его за язык не тянул и не вынуждал произносить громкие фразы. Итак, об этих, как писал Михаил Булгаков, «случаях так называемого вранья» по порядку.

 

В Донбасс он не ездок

 

Когда в день победы на выборах Петра Порошенко спрашивали, куда он отправится с первым визитом, в Москву или в Вашингтон, он торжественно и пафосно отвечал: «в Донбасс!» Типа, дескать, пора останавливать гражданскую войну и искать мирный компромисс.

В Донбасс не поехал, потому что там опасно и там стреляют.

Но в действительности ничего подобного Порошенко не сделал. В Донбасс не поехал, потому что там опасно и там стреляют. Компромисс не ищет, и даже напротив, потребовал прекратить так называемую «антитеррористическую операцию» не в дни, а в часы.

С прекращением операции, естественно, ничего не вышло. Гражданские войны невозможно остановить в считанные часы по приказу сверху. Но в данном случае Порошенко хотя в обмане его не упрекнуть. Впрочем, он еще до дня выборов обещал решить проблему с Юго-Востоком Украины за три месяца, ну так срок пока не прошел.

Что же касается первого визита, то украинский президент совершит его в западном направлении, в Варшаву. Там будет гостить президент США Барак Обама, и Порошенко 4 июня приедет к нему на поклон.

 дженнифер псаки

«В Вашингтоне поддерживают действия Киева по стабилизации ситуации в Восточной Украине и не считают их попыткой решить ситуацию силовым путем. Это не военное решение».

Это легче и логичнее, чем ехать в воюющий Донбасс. Тем более, что друзья Киева из Вашингтона целиком и полностью одобряют методы «наведения порядка» в Донецкой и Луганской области. Сам Обама, правда, помалкивает. Но не устает комментировать ситуацию официальная представительница Госдепартамента Дженнифер Псаки.

Ее реплики по данному поводу достойны увековечивания в граните.

«В Вашингтоне поддерживают действия Киева по стабилизации ситуации в Восточной Украине и не считают их попыткой решить ситуацию силовым путем. Это не военное решение».

«Власти имеют полное право поддерживать стабильность и порядок в своей собственной стране».

Спрашивается, что же такое «силовым путем» и «военное решение»? Как известно, киевские вооруженные группы бомбят города, подвергают их артиллерийскому и ракетному обстрелу, идут ожесточенные бои, гибнут люди с обеих сторон…

Допустим, госпожа Псаки всего этого не знает, как не подозревает она о том, что у Белоруссии нет морских берегов, а газ идет по трубам из России в Западную Европу, а не в обратном направлении. Но не одна же эта экстравагантная дама работает в Госдепартаменте, есть там, наверное, еще сотрудники, которые могли бы ознакомиться с обстановкой на фронтах украинской гражданской войны.

Неловко даже напоминать, что за десятую часть тех действий, которые предпринимают киевские начальники, ливийский лидер Муаммар Каддафи был дружно объявлен «потерявшим легитимность», а затем свергнут и убит. Да это не первый и не последний случай применения двойных стандартов к совершенно одинаковым экстремальным политическим ситуациям.

 

Европа может подождать

 

Второй случай вранья особенно удивителен и даже возмутителен. Порошенко несколько раз делал широковещательные заявления о том, что он намерен вот-вот, сразу же, как можно быстрее подписать с Европейским Союзом вторую, самую главную, экономическую часть Соглашения об ассоциации.

И вдруг! Солидная, респектабельная газета The Wall Street Journal со ссылкой на собственные источники сообщила, что на самом деле Порошенко хочет отложить подписание данного соглашения на неопределенный срок.

При этом киевский президент попытался в очередной раз перевести стрелки на Россию.

Оказывается, Порошенко обратился к председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлу Баррозу и президенту ЕС Херману ван Ромпею с соответствующей просьбой, мотивируя ее необходимостью стабилизации обстановки в стране.

При этом киевский президент попытался в очередной раз перевести стрелки на Россию. То есть, объяснил европейским коллегам, что он «опасается введения Россией ограничительных мер на украинские товары после подписания соглашения, что осложнит социально-экономическую ситуацию на Украине».

Правильно опасается, но о подобных неизбежных ответных шагах Москвы было известно еще в прошлом году, когда тема соглашения с ЕС только-только всплыла на поверхность. Тогда еще не свергнутый президент Виктор Янукович сделал абсолютно то же самое, что и Порошенко сегодня: попросил отложить подписание документа с Евросоюзом.

Но ради чего тогда три месяца с лишним в Киеве бушевал Евромайдан, сражались, страдали и гибли люди? Все ведь началось именно из-за этого. Если у кого память слишком короткая, то стоит напомнить: не отменить, а именно отложить. При этом правительство, естественно, беспокоила не политическая, декларативная часть документа, которая давно уже подписана, а его экономическая составляющая.

 арсений яценюк

«Мы отложили пока подписание экономического раздела этого документа, принимая во внимание переживания и опасения, не приведет ли зона свободной торговли к отрицательным последствиям для индустриальных регионов — а это в первую очередь восток».

Затем подписывать экономическую часть Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом отказался временный премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Он объяснял отстрочку так: «Мы отложили пока подписание экономического раздела этого документа, принимая во внимание переживания и опасения, не приведет ли зона свободной торговли к отрицательным последствиям для индустриальных регионов — а это в первую очередь восток».

Понятное дело, что Яценюку не хватало устойчивости и легитимности. Не хотел он зря не баламутить эти взрывоопасные регионы экономической шоковой терапией. Да теперь-то уже поздно. Там идет гражданская война. Но зато на Украине вроде бы появился всенародно избранный президент, ему и все карты в руки.

Но Порошенко не готов делать решительный шаг. Правда, не готов он и признаваться в неготовности. Обманывает избирателей. А европейские чиновники еще и спешат ему на помощь. Дескать, президент не отказывается от подписания соглашения, а «просит дать ему время». О том, когда Киев будет готов, президент сообщит европейским партнерам сам.

В этом нет ничего удивительного. Даже украинские эксперты подтверждают тот факт, что соглашение невыгодно для того, что осталось украинской экономики. Но ведь и об этом Порошенко не хочет, да и не может честно сказать народу. Будет изворачиваться до последнего, пытаясь, как гласит самый приличный вариант народной поговорки, и рыбку съесть, и костями не подавиться.

Николай Троицкий