«Начиная с 90-х, задача диверсификации ОПК, атомной отрасли и уж тем более ядерного комплекса стояла в числе приоритетных. К этому подвигали сложности 90-х, да и сама логика развития событий. За последние 10 лет, наверное, два ярких фактора проявились ключевым образом, помогли и помогают достигать тех параметров и состояний, о которых мне приятно вам рассказать. План прошлого года по гражданской продукции ОПК Госкорпорации «Росатом»  в 106 млрд рублей  выполнен в сумме 114 млрд рублей.

План прошлого года по гражданской продукции ОПК Госкорпорации «Росатом» в 106 млрд рублей выполнен в сумме 114 млрд рублей.

И мы достигли показателя - 35% выручки составляет гражданская продукция. Программа диверсификации включает в себя около 20 направлений, и нетрудно увидеть, что мы ставим перед собой задачу пусть не намного, но превысить те ключевые состояния, которые обозначил президент на 2030 год. Очень надеюсь, что цифры 50% мы достигнем в середине 20-х годов. 

 

Традиционно в направлении диверсификации складывались все компетенции, которые были в предприятиях ОПК с Госкорпорацией, оружейном комплексе и автоматическими системами управления, ядерной медициной, системами безопасности. Станкостроение дало серьезную базу для выхода на уже значимые проценты к концу 10-х годов текущего столетия – второй важный момент. И нацпроекты. Сейчас надо особенно подчеркнуть, что те соглашения, которые мы заключили с правительством по новым материалам, по квантовым вычислениям, дали серьезный дополнительный импульс и позволили нам говорить о других порядках цифр и о кратных сокращениях сроков в достижений задач, поставленных президентом. Мы традиционно работали где-то с 15 регионами, структура госкорпорации вполне региональная. 

 

На протяжении многих десятилетий мы очень плодотворно создаем новые производства, новые предприятия на территории наших городов в альянсе с региональными властями. И система нацпроектов, национальные темы обозначены президентом, и те задачи, которые поставлены  в соглашениях с правительством, позволили нам получить новый серьезный импульс по развитию диверсификации. Более того, мы видим главный инвестиционный ресурс для развития гражданских направлений в ядерно-оружейном комплексе именно за счет финансирования по линии нацпроектов. Это позволило нам не только зацепиться за новое направление, новые технологии, но и серьезно расширить свое региональное присутствие: Адыгея, республика Татарстан, Калужская область, Иркутская область – это все новые партнеры, которых мы получили, в первую очередь, благодаря нашему участию в нацпроектах. Это экология, транспортная инфраструктура, в частности, Северного Морского пути, и цифровая трансформация. Межрегиональные промышленные кластеры, предприятия, организованные на территориях опережающего развития. Целый ряд инструментов региональной поддержки, которую нам оказывают губернаторы, всерьез позволили нам увеличить количество регионов присутствия. И отдельно хочу сказать о комплексной программе развития техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии. Заместитель председателя Правительства РФ Юрий Борисов является шеф-патроном этой работы, указ президента подписан, программа будет реализована как 14-й нацпроект, принято решение. Юрию Ивановичу мы доверяем в своем донесении уже окончательный вариант программы на президиум по нацпроектам. Мы рассчитываем, что в сентябре эта работа будет завершена, 337 млрд рублей в рамках этой национальной программы будет инвестировано в ядерно-оружейный комплекс на реализацию заказов. 

 

Организаций ОПК много, у нас их 37, и 15 ядерно-оружейного комплекса. Мы понимаем ту систему риска, с которой столкнется любой руководитель предприятия, выходя в рынок, и, работая один на один с тем спросом, который сформирован в гражданской продукции. Во-первых, это ментально совершенно другая работа, чем работа по гособоронзаказу. Во-вторых, риски и уровень конкуренции. Поэтому было принято решение, что вся работа по новым продуктам идет через интегратор – это отраслевое подразделение, та точка компетенции, которая позволяет нам от методологической роли госкорпорации перейти к, практически, сервисной. И мы совершенно не стесняемся сказать, что для предприятий ОПК в части новых продуктов госкорпорация оказывает сервисную роль, поддерживая на всех этапах реализацию новых продуктов через интегратор.

И мы совершенно не стесняемся сказать, что для предприятий ОПК в части новых продуктов госкорпорация оказывает сервисную роль, поддерживая на всех этапах реализацию новых продуктов через интегратор

. И в этом смысле риски, связанные с подготовкой продукта, с подготовкой производства, с маркетинговой работой и размещением соответствующих заказов фактически через интегратор госкорпорация забирает на себя. 

 

Конечно же, не все проблемы решены. Поверьте мне, у нас их не меньше, чем у всех остальных. И в этом смысле мы активно пользуемся всеми инструментами, которые предоставляет Минпромторг. Здесь такие прорывные решения Минпромторга, как, например создание СПГ-стенда - единственного в России для реализации всех газовых проектов. И для продукта, который нам понятен, и рынок для которого существует, нашего инструментария и нашего инвестиционного ресурса хватает. Немного другое дело, когда речь идет о работах поисковых. Это иного рода риски и совершенно нового рода маржинал, принцип совершенно другой. Мы вступили с Промсвязьбанком в переговоры и с двух сторон пришли одной идее: венчурный фонд, адресный инструмент поддержки именно предприятий оружейного комплекса и только для продуктов ориентированных на рынок, на гражданский сектор. Мы могли бы стать соучастниками этого. И, конечно же, эта услуга была бы очень востребована. Я не думаю, что здесь нужно плодить сущности, давать какой-то новый институт развития, это вполне можно делать в рамках существующих финансовых групп. В этом смысле Промсвязьбанк нас вполне бы устроил.

 

Наше серьезное предложение, которое, мы считаем, сегодня стоит выложить на стол и воспринять для дальнейшего обсуждения – это консолидация усилий для поддержки работы адресных предприятий оборонно-промышленного комплекса в части направления гражданской продукции.  У нас хороший опыт создания альянсов с частными компаниями, с международным бизнесом, и в этом смысле самые закрытые ведомства приоткрылись за последние десятилетия.

У нас хороший опыт создания альянсов с частными компаниями, с международным бизнесом, и в этом смысле самые закрытые ведомства приоткрылись за последние десятилетия.

У нас немало производств, созданных КМЗ.  Завершая выступление, хочу сказать, что непросто все-таки эта работа идет. Вижу несколько важных моментов: серьезный инвестиционный ресурс, который есть в финансовом стратеге нацпроекта. И очень важно, на мой взгляд, когда есть контур управляющих государственной корпорацией или какой-то отраслевой орган в рамках Минпромторга от методической роли госкорпорации переходить к роли сервисной, брать ответственность на себя и помогать предприятиям входить в те сложные рынки, преодолевать сложности первого этапа работы, брать эту ответственность на себя».