«Космическая и ракетно-космическая промышленность всегда была сопряжена с колоссальными перегрузками, рисками, работой в экстремальной среде, поэтому десятилетиями нарабатывались технологии, которые очень сложно сравнить с технологиями, существующими в других отраслях. Но, тем не менее, космическая промышленность долгое время существовала как некая кантовская «вещь в себе». 

Но, тем не менее, космическая промышленность долгое время существовала как некая кантовская «вещь в себе».

То есть, наработки шли только внутри самой отрасли, поэтому, когда возникла потребность диверсификации, это был не просто лозунг. Такая потребность реально возникла не только в связи с уменьшением объемов государственного оборонного заказа. Эта идея в принципе витала в воздухе. Соответственно, внутри космической промышленности мы подошли к этой теме с двух позиций. Во-первых, это развитие профильной гражданской, скажем так, традиционной продукции. В основном, это была даже не продукция, а сервисы и услуги. И второе направление – это развитие нового профиля: производство товаров, которые, в том числе, были крайне необходимы для страны в условиях введения санкционных режимов. Первый профиль традиционный, сервисный – основа того бизнеса, которым занимается гражданская часть «Роскосмоса». Это, прежде всего, рынок выведения полезных нагрузок. На самом деле, основные деньги, основной бизнес не там. Бессмысленно соревноваться количеством пусков, потому что ракеты пустые не летают, они всегда выводят какой-то космический аппарат. Возникает вопрос, можем ли мы сегодня в масштабах страны создать рынок, который способен потреблять на современном уровне космические услуги? Какие космические услуги? Некоторые из них таковы, что вы к ним давно уже привыкли – это цифровое телевидение, широкополосный космический интернет, связь, в том числе, конфиденциальная связь, навигация. В каждом мобильнике, который сейчас у вас на руках с выключенным звуком, есть приемные устройства, принимающие не только GPS, но и GLONASS – нашу глобальную навигационную систему. Сейчас об этом мало кто говорит, все воспринимают это как данность. 

В каждом мобильнике, который сейчас у вас на руках с выключенным звуком, есть приемные устройства, принимающие не только GPS, но и GLONASS – нашу глобальную навигационную систему. Сейчас об этом мало кто говорит, все воспринимают это как данность.

Но есть и те условия, которые возникают в последнее время, которые крайне, с моей точки зрения, востребованы, и говорят о возможности расширения диверсификационной политики сервисных космических услуг. Прежде всего, это группировки орбитальных аппаратов дистанционного зондирования земли. Сегодня качество оптики и работы сигнала, качество линий сброса информации на землю растет, и это может приводить к тому, что мы можем получать из космоса гораздо больше постоянно обновляемой информации, которая даст фантастический экономический эффект. К сожалению, мой диалог со многими губернаторами, главами Совета Федерации говорит о том, что здесь есть проблемы, скорее всего, с коммуникацией, но сам по себе рынок уникален. Например, детальная съемка регионов России – это самая большая в мире по территории страна – дает возможность диверсифицировать гигантское количество объектов недвижимости, которые официально так или иначе не попадали под реестр, не зафиксированы, не зарегистрированы, с них никто не платит налоги. По нашим скромным оценкам, это до 30% роста налогооблагаемой базы Совета Федерации, в случае, если Совет захочет потреблять такого рода информацию. Второй момент, в качестве примера – это стройки. В пределах большой страны мы часто ведем стройки удаленно. Хотелось бы знать, что там происходит: каковы объемы выработки грунта, что происходит с технологичным оборудованием, доставлено ли оно вовремя, что с инфраструктурой? Так вот, орбитальная группировка дает возможность видеть не только под углом  90 градусов, но и под другими углами. Это дает возможность получения картинки в 3D. Вы можете в режиме реального времени наблюдать за любым объектом на территории Российской Федерации в его динамике развития, что крайне важно не только для тех, кто ведет эту стройку, но и для тех, кто контролирует вложения бюджетных средств в инфраструктурные объекты.

Вы можете в режиме реального времени наблюдать за любым объектом на территории Российской Федерации в его динамике развития, что крайне важно не только для тех, кто ведет эту стройку, но и для тех, кто контролирует вложения бюджетных средств в инфраструктурные объекты.

Это касается также дорог, перевозки товара, транспорта, контейнеров, местонахождение и состояние которых можно установить в конкретный момент. Крайне важным, интересным является сервис, который связан с интернетом вещей. Огромная страна, еще раз подчеркну, требует развитой инфраструктуры, надо контролировать состояние мостов, плотин, газопроводов, нефтепроводов. Датчики, установленные на этих объектах, также могут сбрасывать любую информацию об изменении статуса этого объекта, в том числе, о неких рисках или угрозах техногенного характера. Эта информация будет немедленно попадать в руки операторам. Это я сейчас рассказал вам про некие услуги, которые надо развивать, безусловно, за счет наращивания орбитальной группировки.  Вторая деятельность новая для Роскосмоса. Это энергетика, медицина, транспорт, система управления для развития беспилотного транспорта. 

Вторая деятельность новая для Роскосмоса. Это энергетика, медицина, транспорт, система управления для развития беспилотного транспорта.

В этой части мы видим колоссальные возможности с учетом того, что, когда происходит обновление, модернизация производства, возникает вопрос, а что делать с теми площадями, которые еще в советское время были нарезаны за предприятиями, которые не будут востребованы при внедрении современных технологий? Продавать под жилье или под какие-то другие проекты? Но, наверное, это не очень эффективное дело, потому что нам придется расставаться и с персоналом, подготовленным на этих предприятиях. Поэтому мы сейчас видим для себя выход в наращивании производства той продукции, которая попадает под санкции, но которая по технологическому перебегу легко усваивается внутри самой отрасли. Примеры за последние три года. Производство на Воронежском технологическом заводе оборудования – это запорные фонтанные арматуры, это подводные, подземные нефтяные комплексы – выросло в пять раз. А именно это оборудование и оказалось под запретом в связи с вводом секторальных санкций против страны. 

 Корпорация «Московский институт теплотехники», которая всем известна как фирма, которая делает твердотопливные двигатели ракетных комплексов, специализируются на новых направлениях. Это система гидроприводного моста, который даст нам резкое улучшение эффективности в добыче нефти. Это оборудование для переработки и очистки воды, опреснения воды. Так вот, мы видим, что это не является неким надуманным конкреционным переделом производства, а вытекает из тех технологий, которые созданы в ракетном двигателестроении, в самом ракетостроении. Создание систем управления ракеты – это сложнейший механизм, который позволяет проводить работу выступления ракеты на самых сложных и агрессивных  участках трассы выведения полезных нагрузок. Но эта же система управления в сочетании с техническим зрением и в сочетании с высокодетальной картой и ГЛОНАССом  дает возможность применения таких систем управления на транспорте, как на воздушном, так и на наземном. Этим надо оснащать страну, надо переводить ее в 21-й век, чтобы раскупоривать эти технологии, которые до этого применялись у нас только исключительно в закрытых военных областях. Поэтому мы считаем, что это разумная конверсия.Ели говорить о количестве гражданской продукции, выпускаемой Роскосмосом, то это 54% с учетом, в том числе, ракетно-космического назначения, орбитальных группировок.

 

Ели говорить о количестве гражданской продукции, выпускаемой Роскосмосом, то это 54% с учетом, в том числе, ракетно-космического назначения, орбитальных группировок.

Здесь мы видим колоссальные перспективы, и именно в движении туда, где другие отрасли нашей промышленности будут испытывать нагрузки, связанные с искусственными ограничениями извне. Здесь мы видим для себя большие перспективы»