Павел Сергеевич, какие новые разработки представляете в этом году?

- Мы представляем три новинки для различных областей, в какой-то мере, даже народного хозяйства, все это в рамках диверсификации производства. Первая из этих новинок – это новейший комплекс, который мы разрабатывали на протяжении последних 1,5 лет. Это комплекс безостановочного досмотра пассажиропотока, который мы планируем применять на различных площадках массового скопления людей: вокзалы, аэровокзалы, автовокзалы. 

Это комплекс безостановочного досмотра пассажиропотока, который мы планируем применять на различных площадках массового скопления людей: вокзалы, аэровокзалы, автовокзалы.

Мы недавно моделировали ситуацию по прохождению людей на МЦК. Также мы считаем, что это будет неотъемлемой частью первичного контроля болельщиков на больших стадионах. Он позволит избежать скопления людей перед текущими традиционными рамками, соответственно, это даст возможность сотрудникам, обеспечивающим безопасность, еще на подходе к местам массового скопления выявлять нежелательные опасные элементы и своевременно их изолировать.

- Чем этот комплекс отличается от традиционной рамки, в чем новшество?

- Наше решение отличается абсолютно всем, потому что люди, которые проходят по коридору, вокруг себя ничего не видят. Данное решение монтируется скрытно за радиопрозрачными стенами, соответственно, когда вы идете к месту вашего предполагаемого пребывания в аэропорту, на вокзале или на стадионе, ваш взгляд ничего не цепляет, вокруг вас нет ни одного технического средства контроля.

- То есть вы даже не подозреваете, что в этот момент вас досматривают?

- Да, абсолютно верно. Соответственно, это позволяет не создавать толпу, а сотрудникам службы безопасности своевременно изолировать еще на подходе к местам скопления людей, которые несут или могут нести какие-то опасные предметы. Например, ножи, биты, какие-то отравляющие вещества, баллончики и другое.   

- Я знаю, что на вашей экспозиции провели необычный тест этой системы. Расскажите, что за история была?

- Да, действительно, буквально на днях к нам на стенд подошел представитель силового ведомства и задал провокационный вопрос: «Ребята, вы рассказываете, что можете обнаружить огнестрельное оружие под одеждой?» Я сказал: «Да».  «Отлично, - он говорит. – Вот у меня есть наградное оружие из неметалла. Сможете ли вы его определить, если я из него вытащу патроны, т.е. там не будет ни одного металлического элемента?» Ответ: «Да, сможем». Наша система состоит из трех зон. В первой зоне мы обнаруживаем, что на теле человека в принципе присутствуют какие-то инородные предметы и, соответственно, определяем их местоположение. Во второй зоне мы определяем форму данных предметов.  Огнестрельное оружие имеет определенную форму, из какого бы материала оно не было бы сделано. В третей зоне мы определяем материал предмета. Таким образом, наша система позволяет, исходя из трех уровней безопасности, которые мы сформировали, определять любые вещества, любые опасные предметы, состоящие как из металлов, так и из неметаллов. 

Таким образом, наша система позволяет, исходя из трех уровней безопасности, которые мы сформировали, определять любые вещества, любые опасные предметы, состоящие как из металлов, так и из неметаллов.

Это одно из неоспоримых преимуществ перед рамками-металлоискателями. Второе преимущество – безопасность досмотра. Каждый из нас, наверное, летал на самолете и проходил через колбу или рамку, в которую вы заходите, поднимаете руки, вас облучают небольшой дозой радиации, это, по сути дела, аналог УЗИ.  Мы готовы заменить эту колбу нашей системой. По сути, это полный аналог. Единственная разница между УЗИ и нашим решением – у нас оно абсолютно безопасное. Это терагерцовый миллиметровый диапазон радиоизлучения, он неопасен для всех категорий граждан: для детей, для беременных женщин, для людей с кардиостимуляторами. Это следующий уровень в обеспечении безопасности крупных объектов с большим потоком людей.

- У Вас по этому комплексу досмотра уже есть какие-то контракты, соглашения? Когда и где его можно ожидать?

- На самом деле, это сейчас первый уровень, road show, как модно сейчас говорить. Макетный образец данного комплекса у нас был в том виде, в котором сейчас представлен, собран лишь в феврале текущего года, и это лишь второй показ данного комплекса. Ранее он проходил различные испытания и тесты. Мы убедились в его абсолютной безопасности, компактности, непрерывной работоспособности и сейчас готовы к следующему этапу создания опытного образца. Поэтому с точки зрения заказчиков, интересантов огромное количество. После предыдущего показа на форуме «Технологии безопасности» мы получили более 100 писем от различных заинтересованных структур, как военных, так и гражданских, включая Московскую филармонию, которая предложила свою площадку для проведения испытаний данного комплекса. Однако сейчас мы ищем лидера-заказчика и надеемся, что это будет силовая структура, хотя бы по причине того, что у них гораздо больше опыта в эксплуатации данных систем. И мы ищем инвестора, чтобы продолжить разработку этого комплекса и перейти от макетного к опытному образцу и далее повысить технологичность комплекса для его серийного производства.

- Я знаю, что у Вас также несколько лет назад были разработаны мобильные пункты управления для использования на потенциальном театре военных действий. Есть ли какие-то обновления?

- Да, все верно. На форуме представлен пункт управления на театре военных действий, он состоит из двух автомобилей. Первый автомобиль – это вспомогательный автомобиль и автомобиль связи, который помогает обеспечивать все необходимые функции для генерала, командующего войсками на театре военных действий. Второй автомобиль – это автомобиль непосредственно генерала, автомобиль оперативного управления войсками. Из обновлений, которые мы представили на форуме «Армия-2020», к двум пунктам управления мы добавили систему, которая позволяет оперативно получать информацию от различных родов и типов войск, выводить это на экран.

Из обновлений, которые мы представили на форуме «Армия-2020», к двум пунктам управления мы добавили систему, которая позволяет оперативно получать информацию от различных родов и типов войск, выводить это на экран.

На экране развернута информационная платформа, на которой представлено передвижение войск, состояние различных систем и так далее.  

- Это уже используется?

- Это будет использовано в рамках учений, которые называются «Кавказ-2020».

- Это интересно. И после этого Вы получите какую-то обратную связь? Или, возможно, контракт?

- У нас это называется развертывание опытного района.

- Желаем Вам в этом успехов. Я знаю, что концерн «РТИ Системы»  участвует в скандальной истории с вышками 5G. Что у Вас в этом направлении?

- Не совсем так, РТИ пока в ней не участвует. Мы участвуем пока в истории с 4G. Один из наших серийных заводов уже на протяжении полутора лет занимается успешным освоением и в этом году уже успешным производством различного телекоммуникационного оборудования для крупных телеком-операторов. Прежде всего, это система хранения информации, хранения данных по закону Яровой. Вторая история, которую мы делаем, это климатические шкафы для размещения телекоммуникационного оборудования. И третья вещь – это сами антенны, которые устанавливаются на вышках связи. Пока эти антенны четвертого поколения. Да, действительно, мы задумываемся над тем, чтобы в России начать производство антенн пятого поколения. Но, думаю, что это история, скорее, 2021 года, потому что количество и масштаб сетей, развернутых в России, пока не очень велик. Мы ведем переговоры с партнерами, в том числе, с китайскими, о возможности локализации оборудования 5G на наших российских мощностях, чтобы в будущем обеспечить более широкое покрытие данной сетью территории Российской Федерации.

- Павел Сергеевич, можем мы сейчас с Вашей помощью развеять этот миф, страх, который существует на тему вышек 5G? Потому что, если Вы знаете, в России, в других странах мира шли активные протесты с требованием не допускать развертывание вышек сотовых операторов 5G.

- РТИ – это компания, которая исторически занималась радиолокационными вещами, и мы являемся экспертами в различных областях радиолокаций, начиная от миллиметрового, терагерцового диапазона и заканчивая загоризонтной радиолокацией

РТИ – это компания, которая исторически занималась радиолокационными вещами, и мы являемся экспертами в различных областях радиолокаций, начиная от миллиметрового, терагерцового диапазона и заканчивая загоризонтной радиолокацией.

Я могу сказать одно: те технологии, то излучение, которое используется в рамках телекоммуникационных антенн, абсолютно безопасно для людей, для любых живых существ. Оно настолько мизерно, что говорить о том, что оно как-то влияет на здоровье, даже смешно.

- Спасибо за разъяснение. Еще один вопрос, который тоже у нас часто поднимается. Про личную информационную безопасность. Есть ли какие-то идеи, наработки в том, чтобы частный пользователь интернета не страдал от нарушения личного информационного пространства?

- Это достаточно чувствительная история. Я могу рассказать, какое решение разрабатываем и внедряем мы в области обеспечения. Оно не столько в области частной, а, скорее, государственной безопасности граждан. У нас есть решение на базе российских процессоров «Эльбрус», на базе российской операционной системы, которая называется «Astra Linux». Мы в рамках группы компании РТИ разрабатываем огромное количество приложений. Например, одна из наших последних разработок – это приложение видеосвязи, которое является заменой таких решений, как Skype, Zoom. Оно разворачивается полностью на российских территориях, на российских серверах с использованием российской системы, что абсолютно исключает утечку любой информации в рамках общения пользователей данного приложения, данной телеконференцсвязи. Более того, в рамках наших решений по ОСУ мы разработали нашу собственную геоинформационную платформу, свой собственный редактор карт, свой собственный графический редактор. Собственно говоря, все эти приложения по большей части уже используются нашими коллегами, партнерами из различных силовых структур и Министерства обороны. Из года в год мы делаем новые шаги по разработке приложений, которые сделают российскую операционную систему, российские процессоры и в целом интеграцию российского ПО все более и более комфортными для использования как государственными, так и бизнес-структурами, которые заботятся, боятся и, в какой-то мере, даже вынуждены использовать российскую инфраструктуру для обеспечения жизнедеятельности своих собственных бизнесов.

Беседовала Евгения Авраменко