Штурмовик Су-25, наиболее известный по имени «Грач», возвращается в вооруженные силы РФ в модернизированном виде. Как сообщает «Российская газета», до конца текущего года в ВВС начнется обновление штурмовиков Су-25СМ до уровня СМ3.

 

Титановая «птица»

 

Су-25 - высокозащищенный самолет. На его систему защиты приходится более тонны брони, в том числе - титановой. Впервые боевой штурмовик покорил небо в феврале 1975 года. Широкую популярность «Грачи» получили во времена войны СССР в Афганистане. За время афганской войны СУ-25 продемонстрировал высокую боевую готовность. По данным открытых источников, за 8 лет войны Су-25 было совершено порядка 60 тыс. боевых вылетов. При этом процент поражения целей управляемыми ракетами был равен 95.

По рассказам очевидцам, были случаи, когда Су-25 возвращался на базу со 150 пробоинами. И потом еще мог спокойно совершать несколько вылетов. Некоторые военные эксперты по уровню надежности сравнивали штурмовик с известным самолетом Ил-2.

Со временем боевая машина была модернизирована. Ее модернизация была выполнена коллективом Научно-производственного концерна «Штурмовики «Сухого» под руководством Владимира Бабака совместно с ОКБ «Сухого».

Кстати, первая партия СУ-25СМ3 уже поступила в авиационные части Южного военного округа (ЮВО). А в июне этого года экипажи новейших штурмовиков Су-25СМ «Грач» авиабазы ЮВО в Краснодарском крае успешно отработали навыки пилотирования на предельно малых высотах до 25 метров над землей.

 

И в дождь, и в стужу…

 

Су-25СМ3, в отличие от своих предшественников, способен уничтожать малоразмерные подвижные и неподвижные наземные объекты вне их визуальной видимости в сложных метеоусловиях, а также воздушные цели.

Отмечается, что обновленные «Грачи» получили спутниковую навигацию ГЛОНАСС. Именно благодаря этой системе штурмовик способен задавать конечную точку полета с точностью до 10 м. И даже в условиях ограниченной видимости самолет все равно сможет выйти к обозначенной цели и нанести удар.

Что касается боевой эффективности обновленной версии, то она увеличилась почти в три раза.

По словам разработчиков, наиболее эффективными Су-25СМ3 покажут себя в борьбе с беспилотными летательными аппаратами (БЛА), у них имеется широкий диапазон скоростей. «Грач» может развивать скорость до 975 км/ч, практический потолок самолета составляет от 5 до 10 км. Без дозаправки Су-25СМ3 может преодолеть до 1850 км.

Основу ракетного вооружения боевого штурмовика составляют управляемые ракеты категорий «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». К слову,  модернизированные «Грачи» получили новое бортовое радиоэлектронное оборудование. Оно позволяет применять более современные ракеты, в том числе управляемые, а также корректируемые авиабомбы. Примечательно, что данное оборудование исключительно отечественного производства.

Все в составе российских ВВС, по неофициальным данным, имеется 14 эскадрилий, вооруженных штурмовиками Су-25. Общее количество штурмовиков порядка 200 самолетов.

Ранее штурмовики Су-25 выпускались на двух авиазаводах - в Улан-Удэ (учебно-боевые Су-25УБ) и в Тбилиси (боевые Су-25).

 Алиса Ермакова