Уникальный совместный российско-американский авиационный проект «Аляска — Сибирь–2015» будет реализован этим летом в честь 70-летия Победы. Американские, канадские и российские экипажи на машинах Второй мировой войны повторят перелет по «трассе мужества». 

 

Трасса для "сумасшедших и русских"

               

Во Второй мировой войне участвовало 100 тысяч самолетов, 20 тысяч из которых Россия получила в помощь от США, Канады и Великобритании. Это значительно ускорило победу, спасло миллионы жизней и стало одним из наиболее ярких примеров сотрудничества между странами антигитлеровской коалиции.

По воздушному мосту через Берингов пролив самолеты перегоняли через Чукотку, Якутию и Восточную Сибирь. Это было соглашение с союзниками, по так называемому, ленд-лизу. Около 5000 км над территорией США и еще 6400 км над территорией СССР, только до Красноярска. А дальше они разлетались по фронтовым местам назначения. Условия тяжелейшие. Для прохождения трассы построено17 аэродромов. Вся трасса делилась на два участка: американский (США - Аляска) и русский (Анадырь - Москва). Человеческие потери были колоссальны.

«Это горные хребты, аэродромов нет, безлюдье, низкая температура.  Сеймчан - Якутск - 1167 км. Это был самый сложный участок. Он был горный, а главное, температура – за 60 градусов. А самолеты в то время не были приспособлены к низким температурам. Они не имели высотного оборудования. Приспосабливали какое-то кислородное оборудование, и шли. Были серьезные обморожения, вплоть до того, что замерзали глаза. Страшные условия», - вспоминает дважды герой Советского Союза, летчик-космонавт Алексей Леонов.

И не каждому пилоту хватало духа совершить такой перелет. Американский летчик Томас Уотсон в годы войны писал: «Условия невозможные. Случись вынужденная посадка – гибель. На этой трассе могут летать либо сумасшедшие и самоубийцы, либо русские».

Старт нынешнего перелета назначен на 17 июля.

"Будет две группы самолетов. Первая - останется в Америке (те, что приобрели Wargaming  и BRAVO), и наши две машины, которые пойдут дальше через пролив. Пролив мы перелетаем 27-28 июля. Самолеты мы закупили, подготовили экипаж. На наших машинах совместные экипажи: русские и американцы, причем они идут по обоим участкам до Красноярска", - рассказал  директор Ассоциации «Алсиб 2015» Сергей Баранов.

Организаторы постарались максимально приблизить современный маршрут к трассе «Аляска-Сибирь». Для этого были привлечены военные консультанты международной компании Wargaming. Именно они помогали экипажу спланировать маршрут и воссоздать все мелочи времен войны.

«В проекте огромное количество технических вопросов. Это связано с тем, что территория за 70 лет сильно изменилась. Там, где самолеты садились во времена войны, уже нет аэродромов. Территория должна быть способна  принять международные борта, потому что все самолеты имеют международную регистрацию, и просто так в поле они не могут сесть. Во-вторых,  были вопросы по качеству топлива, которым эти самолеты будут питаться», - рассказал руководитель исторических спецпроектов компании Wargaming Александр Бабко.

Кстати, именно эта компания разработала известную игру «Танковый биатлон», где пользователь может поупражняться в скоростной езде и прицельной стрельбе по мишеням, управляя танком Т- 72Б.

 

Техника - легенда

 

В Советский Союз поставлялись самые различные самолеты - истребители, бомбардировщики, разведчики, транспортные и пассажирские. Но, к сожалению, в России они не сохранились. Зато на Западе раритетные образцы нашлись в частных коллекциях. В Россию полетят легендарные С-47.

«Эти самолеты приобретены у частных коллекционеров в Америке. До этого одна машина летала какое-то время на коммерческих перевозках. Один 1945-го года производства, второй – чуть раньше, принимал участие в высадке в Нормандии. Конечно, хотелось и другие приобрести: Б-25, Т -46. Ограничения были по деньгам (Б-25 просто не потянули) и технические. С- 47 – наиболее оптимальный вариант с точки зрения расстояний перелета», - рассказал директор Ассоциации «Алсиб 2015» Сергей Баранов.

«Их лишили военных характеристик. Они лишены кислородного оборудования, имеют возможность перевозить топливные баки, поэтому наш маршрут будет несколько отличаться от исторического перелета, но к моему восхищению, когда мы анализировали аэродром нашего Дальнего Востока, он оказался не настолько разгромленным, как это иногда освещается в СМИ. Все аэродромы трассы АлСиб имеют на 1500 км отрезках два промежуточных аэродрома, пригодных к посадке», - дополнил генерал армии Петр Дейнекин.

 

Активный экспонат

 

После преодоления трассы мужества самолеты будут переданы в Центральный музей Вооруженных сил РФ, где в них вдохнут вторую жизнь. Техника будет участвовать в военных парадах. Первая презентация состоится уже в августе на Международном авиационно-космическом салоне МАКС – 2015.

«То, что акция посвящена 70-летию Победы во Второй Мировой войне, невольно заставляет нас вспомнить о тех временах, когда мы были объединены в борьбе с общим врагом. Министерство обороны РФ уделяет большое внимание развитию музейной сферы, развитию военно-исторического знания. Не так давно в Подмосковье состоялся крупнейший международный форум «Армия - 2015». Он прошел в новом конгрессно-выставочном центре, который вскоре должен стать ядром совершенно уникального образования, крупнейшего в мире культурно-развлекательного парка «Патриот», - рассказал начальник Управления культуры Министерства обороны РФ Антон Губанков.

 

Политический барьер

 

На самом деле, проект шел достаточно тяжело: политическая ситуация на мировой арене не слишком благоприятствовала совместным проектам России и Запада, признается директор Ассоциации «Алсиб 2015» Сергей Баранов. Однако сейчас все слагаемые найдены.

Трасса – исторический пример совместной работы России и Америки, и на сегодня в мире остается много глобальных задач, которые требует от США и России скоординированных действий, отметил Джон Теффт, посол США в России.

«Несмотря на текущую напряженность в наших отношениях, я уверен, что американцы и россияне по-прежнему будут находить области сотрудничества в вопросах, представляющих взаимный интерес. А такие инициативы, как эта, служат хорошим напоминанием, что наши страны работали, работают и дальше могут работать вместе. Давайте пообещаем себе, что так будет всегда», - сказал Джон Теффт.

  Марина Староверкина