В Киеве разгорается скандал, связанный с закупкой для нужд нацгвардии по сильно завышенной цене 20 «спецавтомобилей» у компании, совладельцем которой еще недавно был президент Украины Петр Порошенко. Китайские внедорожники обошлись в 10 миллионов гривен (примерно 473 тысячи долларов США).  Сумма не такая уж и космическая, однако инцидент выявил глобальные проблемы во всей оборонке Украины. 

 

Своим да нашим

 

Компания «Дозор Авто» поставила для воинской части № 3078  20 автомобилей Great Wall H3 по цене 497 тысяч гривен за штуку (около 24 тысяч долларов). Автомобили, как утверждают журналисты со ссылкой на украинский сайт госзакупок, были приобретены нацгвардией для сопровождения автоколонн и военных грузов.

При этом у официальных дилеров Great Wall на Украине данные внедорожники продаются по 425 тысяч гривен за автомобиль и  даже с бонусом - 1000 литров бензина в подарок. В конкурсной документации заказа, по данным украинских СМИ, не указано, чем машины для нацгвардии отличаются от внедорожников для простого народа.

Дилерская компания «Дозор Авто» при своем учреждении в 2012 году называлась «Богдан Восток Авто». Ее соучредителем являлся бизнесмен Олег Свинарчук — один из близких деловых партнеров Петра Порошенко. Однако в данный момент директором компании числится Владислав Бельбас.

Свинарчук же недавно сменил фамилию на Гладковского, и в августе 2014 года был назначен президентом Украины на пост председателя Межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю, которая контролирует весь экспорт оружия из Украины.

Это уже не первый случай, когда украинские силовики закупают или продают технику по непрозрачным схемам. На прошлой неделе в распоряжение LifeNews попали документы, согласно которым Украина закупала у болгарской частной фирмы списанную немецкую бронетехнику.

А в феврале  источник заявлял о действующей на Украине коррупционной схеме по продаже полученного от США оружия на Ближний Восток.

 

Пациент мертв

 

Работа многочисленных танкоремонтных заводов на Украине за двадцать пять лет независимости была сильно подорвана. И сейчас они оказались не в состоянии решить сразу несколько задач одновременно: самостоятельно наладить производство бронетехники, начать выпуск новых моделей, «расконсервировать» древние экземпляры, в оперативном режиме «латать» то, что возвращается из Донбасса, и вообще что-либо производить без ряда российских запчастей.

Президент Порошенко заявлял о том, что до конца текущего года армия и гвардия должны получить порядка 500 танков. Теперь это вряд ли реально.

За вторую половину 2014 года под разными предлогами отказались от сотрудничества с Укроборонпромом компании ΜΤU, Mercedes-Benz, Deutz, IVECO. А ведь именно они поставляли силовые агрегаты для украинских танков и БТР, передает Взгляд. Практически остановился АвтоКРаз, который вынужден искать замену российским двигателям, приходившим с ЯМЗ.

Самое интересное будет представлено в отчете Укроборонпрома в конце года, когда ему предстоит объясниться за заявленные 500 танков, 300 тысяч единиц средств поражения и 3,5 тысячи других образцов вооружения и военной техники.

  Марина Староверкина