Минфин РФ, как стало известно журналистам, предлагает правительству оптимизировать госрасходы на школы, вузы, больницы, театры, музеи и другие социальные учреждения. Как пишет издание «Коммерсант», идея состоит в том, чтобы крупные бюджетные учреждения сливать с мелкими, персонал сокращать, излишки освободившего имущества продавать. Уместно будет вспомнить, что в Москве «оптимизация» привела к массовым увольнениям врачей и акциям протеста.

 

Корень всех зол

Минфин в качестве главной проблемы обозначил низкую производительность труда в бюджетном секторе: в России слишком много бюджетников, которые мало трудятся. Согласно подготовленному ведомством документу, численность работников бюджетной сферы превышает аналогичные показатели развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Несмотря на рост соответствующих расходов в последние годы, констатируют авторы, качество оказываемых услуг повышается недостаточно, текущая реформа отрасли "идет медленно", количество бюджетников за пять лет сократилось лишь на 8%, а доля казенных учреждений в некоторых регионах "необъяснимо высока" — до 95%.

Предложенное решение — вернутся к закону 2010 году, по которому планировалось приспособить 330 тыс. бюджетных учреждений РФ к работе в рыночных условиях. Для этого их разделили на две части: учреждения, способные зарабатывать, а это в основном из сфер науки, образования, здравоохранения и культуры (они стали оказывать услуги на основе госзадания (получая субсидии из соответствующих бюджетов), а все доходы от платных услуг оставлять себе, и неспособные выйти на рынок (национальная оборона, пенитенциарная система и др.) - они преобразовались в казенные учреждения и остались в смете государства. Разделение завершилось к июлю 2012 года, однако реализация вышла посредственная и не доработанная.

 

Приходите к нам лечиться

Объемы увольнений и сокращений в сфере здравоохранении в документе не записаны, но отмеченные мероприятия (слияние учреждений с последующими сокращениями) напоминают о недавней оптимизации столичного здравоохранения. С октября 2014 года московские власти сливают ряд клиник с крупными больницами, а освободившиеся здания передают на баланс мэрии. В Москве были уволены 8,3 тыс. медработников, а необходимость реформы объяснялась похожими причинами: чиновники говорили об избытке врачей на душу населения и желании внедрить в укрупненных клиниках новые стандарты диагностики и лечения пациентов. Последовавшие протестные акции удалось погасить путем дополнительных компенсационных выплат уволенным медикам в 2,69 млрд руб.

Напомним, что в России оптимизация системы здравоохранения началась раньше московской — в январе 2014 года. За прошлый год были сокращены 90 тыс. медиков и реорганизованы около 350 медучреждений, но медпомощь не стала ни эффективнее, ни доступнее. Об этом говорится в отчете Счетной палаты: доступность медпомощи в 2014 году сократилась, число умерших в стационарах за год выросло на 3,7%, а объем платных медуслуг увеличился почти на четверть (см. "Ъ" от 14 апреля).

 

Школьная пора

Вслед за ФЦП «Развитие образования» и «Русский язык» под нож попала госпрограмма «Исследования и разработки». Ее финансирование в этом году сократится на 10% (с 23,7 млрд до 21,4 млрд руб.), бюджет будет серьезно урезан и в 2016–2017 годах. Научные учреждения, на которых предполагается сэкономить, жалуются, что решение министерства ставит под угрозу проекты первостепенной важности.

Аналогичные процессы предполагается запустить и в сфере образования: следует распространить на всю страну практику слияния школ (детсадов и других образовательных учреждений), которая также была опробована в Москве: за последние два года количество учебных заведений сократилось почти в 4 раза (что тоже повлекло за собой митинги учителей и родителей). По словам чиновников, это поможет сэкономить на бухгалтерии, юридическом сопровождении и кадровой работе. Для учителей тоже предусмотрена оптимизация - «учителя-предметники» станут преподавать по графику сразу в нескольких учебных заведениях.

Что касается высшего образования, то курс Минобрнауки на сокращение числа вузов, Минфин полностью поддерживает. Авторы плана предлагают закрывать вузы с низкими показателями эффективности (в 2014 году неэффективными были признаны 72 вуза и 492 филиала), а оставшиеся учебные заведения, за исключением военных, предлагается переподчинить Минобрнауки — в целях сокращения управленческих затрат. К примеру, на данный момент 204 высших учебных заведения из 476, открытых во всей стране, подчиняются не Министерству образования, а сторонним ведомствам — Минздраву, Минтрансу и т. д.

Впрочем, и эта инициатива уже встретила неприятие со стороны представителей ректорского сообщества. Как отмечают эксперты, инициатива Минфина вполне понятная и объяснима с точки зрения поставленных целей — экономия бюджета, однако результаты могут быть довольно непредсказуемыми, хотя бы потому, что «ударная волна» от подобных изменений никогда не бывает мгновенной, а требует нескольких лет, чтобы проявиться. В этом случае, если эксперимент окажется неудачным, пройдут годы, прежде чем ситуацию можно будет выправить.

 Ника Бажанова