Западные санкции непосредственно коснулись экспортера российской военной техники и продукции двойного назначения «Рособоронэкспорта». О финансовых результатах 2014 года и первом покупателе российской зенитной ракетной системы (ЗРС) Анатолий Исайккин. Вото rostec.ru.news.4516307С-400 рассказал генеральный директор компании Анатолий Исайкин.

Гендиректор отметил, что 2014 год для «Рособоронэкспорта» как спецэкспортера финальной продукции военного назначения, был непростым. «Но нам удалось придерживаться генеральной линии, заложенной в программе стратегического развития компании до 2020 года», - заявил он. Исайкин пояснил, что прогнозы компании на прошлый год оправдались, а экспортные поставки принесли 13,2 млрд. долларов. Это на «22 млн. долларов больше», чем в 2013 году.

При сохранении таких показателях в ближайшие три-пять лет, «Россия будет твердо занимать второе место по поставкам вооружения и военной техники, уступая только одной стране – США». По словам Исайкина, в 2014 году «Рособоронэкспорт» рассмотрел 1879 обращений из-за рубежа, получил свыше 1260 коммерческих предложений и подписал свыше 1100 контрактных документов с 50 государствами на сумму 15,9 млрд. долларов. Это «на 2,2 миллиарда больше, чем в 2013 году». Существующий портфель заказов «составляет более 40 млрд. долларов и формируется за счет уже заключенных с 70 государствами контрактов».

Основными импортерами российской продукции Исайкин считает Индию, Ирак, Китай и Вьетнам. При этом объем экспорта по видам продукции военного назначения в 2014 году составил 41% по технике ВВС , 13% - ВМФ, 15% - ПВО – 15%, 27% - сухопутных войск и около 4% – иная продукция.

Он отметил снижение импорта продукции военного назначения, объем которой в 2014 году «составил 150 млн. долларов», а в 2015 году может упасть до 105 млн. долларов. Это Исайкин связал с санкциями и переходом на отечественные комплектующие. «Но уходить полностью от импорта мы не просто не хотим, а не можем, поскольку это связано с исполнением экспортных контрактов», - заявил он. Это гендиректор пояснил стремлением покупателей нашего оружия, таких как Индия и Китай, внести изменения в технический облик изделия и установить в них наработки своего ОПК. «Это нормальный пример международной кооперации, мы идем навстречу», - сказал Исайкин.

Вертолетоносец типа "Мистраль". Фото sdelanounas.ru.bpcmistral.free.fr.bpc23Исайкин высказал прогноз работы «Рособоронэкспорта» в связи с ситуацией на Украине. Он отметил сложившиеся «теснейшие кооперационные связи, которые существовали многие десятки лет». Он отметил, что Россия имеет возможность заменить украинскую продукцию аналогичной, но на это требуется время «от нескольких месяцев до нескольких лет». Промышленность в этом направлении работает.

Исайкин рассматривает санкции как препятствие, которое замедлило «ход нашей работы, но это вовсе не повод для того, чтобы охать и ахать». Он напомнил, что «импорт отдельных узлов и агрегатов осуществлялся не только из Европы: в этой кооперации участвовало приблизительно 100 предприятий из 28 стран». А Евросоюз объединяет 6-7, максимум 10 предприятий из 5-6 стран. «У нас есть другие партнеры, в том числе в странах БРИКС и Вьетнаме, поэтому мы, естественно, переориентировались на эти страны», - заявил Исайкин.

По поводу ситуации с «Мистралями», по словам Исайкина, сегодня идут переговоры. Он заверил, что «Рособоронэкспорт» готов к любому развитию ситуации, так как контракт предусматривает все ситуации, касающиеся форс-мажорных обстоятельств и его неисполнения. «Пока условия соглашения и существующие временные рамки позволяют и нам, и французам искать компромиссное решение» без обращения в суды.

Начало переговоров о поставках оружия в Пакистан Исайкин пояснил важным местом этой страны в борьбе с терроризмом, которая является «некой подушкой безопасности для остальных стран, на территорию которых могут проникнуть вооруженные ЗРПК "Панцирь-С1". Фото А. Соколовбандформирования». Он считает, что в случае поставок оружия Пакистану, оно будет использовано «только в антитеррористических операциях, а не против третьих стран».

Исайкин подтвердил то, что Китай стал первым покупателем новейшей российской системы ПВО С-400. По его словам, такое желание имеют и другие страны, но в первую очередь поставки этой ЗРС на промышленность должна осуществлять Минобороны РФ. По его словам, «даже с учетом расширения своих производственных мощностей передавать эти системы сразу нескольким странам сложно».

Руководитель «Рособоронэкспорта» считает, что ситуация в Сирии стала еще острее «в связи с появлением так называемого «Исламского государства», воюющего против других арабских стран». Сирия вносит большой вклад в борьбу с ним. В связи с тем, что официального решения Совбеза ООН относительно Сирии нет, «все наши контакты по линии военно-технического сотрудничества с сирийцами абсолютно законны», - заявил Исайкин.

Ирак стал вторым покупателем российского оружия за счет контрактов на системы ПВО «Панцирь-С1», вертолеты Ми-28НЭ и Ми-35М и другие средства. «Иракскую армию интересуют в первую очередь вертолеты – с их помощью они ведут боевые действия с «Исламским государством», - отметил Исайкин. Он заявил, что смена руководства в Венесуэле не привела к изменениям во взаимоотношениях с Россией. «То, что сейчас подается как спад в отношениях, – это всего лишь завершение поставок» по ранее заключенному контракту.

Большой интерес к российскому оружию проявляет армия ОАЭ, что показала выставка IDEX-2015 в Абу-Даби. «В этом принял Вертолет Ми-17В5. Фото ОАО "Вертолеты России".участие сам наследный принц Мохаммед, что бывает не так часто», - отметил Исайкин. Это касается, в первую очередь, танка Т-90СМ корпорации «Уралвагонзавод». Он отметил, что «наши танки успешно показали себя на испытаниях в этом регионе» в различные годы и в разных странах. По словам Исайкина, недавние испытания «вся эта хваленая (зарубежная – ред.) техника провалила, а Т-90СМ оказался единственным, кто справился с заданием без малейших замечаний».

Гендиректор «Рособоронэкспорта» сказал, что все 63 вертолета Ми-17В5 для Афганистана «переданы заказчику». Проблемным является вопрос поставок запасных частей и агрегатов для вертолетов в Афганистане, «ведь их никто, кроме нас самих, не производит». Это понимает Пентагон, но ним «довлеют только политические решения, которые навязываются Госдепом и Конгрессом».

Относительно поставок продукции «Калашникова» по линии «Рособоронэкспорта» Исайкин отметил, что она «поставляется заказчикам если не сотнями, то многими десятками тысяч». Интерес к ней проявляется в Индонезии, Таиланде, Индии, Китае, Вьетнаме и других странах.

 

Анатолий Соколов