ВЭБ решил продать Machinery & Industrial Group N.V. (M&IG), которая владеет 100% акций концерна «Тракторные заводы» (КТЗ) государственному «Уралвагонзаводу» (УВЗ), сообщает газета «Коммерсант». В обмен ВЭБ получит долю в УВЗ.

Долг КТЗ перед ВЭБом в размере более 18 млрд рублей будет конвертирован в уставный капитал M&IG, а сама компания – внесена в капитал УВЗ в обмен на акции допэмиссии. По словам собеседников издания, точные параметры сделки пока обсуждаются и будут утверждены до конца года. Но из-за большой задолженности КТЗ доля ВЭБа в УВЗ не превысит 10%, полагает эксперт «Коммерсанта».

Сделку осложняют наличие у бывших собственников концерна Михаила Болотина и Альберта Бакова права на обратный выкуп КТЗ, рассказали источники газеты. ВЭБ получил КТЗ в 2010 году  в обмен на кредит в размере 15 млрд рублей. Ключевыми условиями его выдачи были возврат собственникам концерна 100% акций M&IG после выплаты кредита в 2017 году, а также сохранение старого менеджмента. «Пока договориться с прежними собственниками о расторжении опциона не удалось», – пояснил источник.

Нынешний глава КТЗ Михаил Болотин рассказал изданию, что «у нынешнего менеджмента КТЗ есть несколько собственных сценариев по выводу его из кризиса», а в известность о решении по продаже концерна его не ставили.

Сам концерн сейчас находится в тяжелом положении: его общий долг на конец 2012 года составил 59,5 млрд рублей. Помимо ВЭБа КТЗ получил кредиты от синдиката банков во главе со Сбербанком, и теперь они требуют вернуть долги, угрожая дефолтом и обращением взыскания на имущество КТЗ. Сейчас сроки платежей по кредитам были перенесены, но, как отмечают источники издания, это было сделано для возможности дальнейших переговоров.

БМД-4МВ состав концерна «Тракторные заводы» входят крупные оборонные предприятия: «Курганмашзавод», «НИИ Стали»,  «Специальное конструкторское бюро машиностроения». Военный дивизион концерна производит боевые машины пехота и десанта. В этом году «Курганмашзавод» должен представить среднюю боевую гусеничную платформу «Курганец-25», закрытые работы над которой идут уже несколько лет.

Как возможное слияние с  «Уралвагонзаводом» отразится на  производстве БМП и БМД?  Не пострадает ли обороноспособность государства? На эти вопросы отвечают ведущие эксперты в области бронетехники.

 

Сергей Суворов,
специалист  в области бронетанковой техники

От такого слияния не жду ничего хорошего, так как это еще более сократить или вообще ликвидирует элемент конкуренции. Возглавившие такое объединение структуры будут проталкивать свою продукцию в ущерб остальным. Думаю, что в результате сложится ситуация, похожая на ситуацию в ОАК, когда на первые роли вышли самолеты типа Су в ущерб МиГам. Так, Омское КБТМ «подмяли» под Уралвагонзавод и в результате никакой пользы от этого пока не видно. Хотя по своему потенциалу Омское КБ я ставлю выше уральского.

Нет конкуренции и в области создания бронетехники среднего класса. Объединение под одной «крышей» заставит всех работать в одном направлении. Вместе с тем вошедшие в состав объединения другие предприятия могут получить финансовую дотацию. В конечном итоге, я не могу оценить такое объединение как абсолютно положительное, что может выразиться в отсутствие хороших образцов техники.

 

Виктор Мураховский,
главный редактор журнала «Арсенал», военный эксперт

«Уралвагонзавод» принял стратегию развития, подразумевающую объединение в одной структуре производства основной части бронетанкового и артиллерийского вооружения в интересах сухопутных войск и ВДВ. В конечном итоге предполагается создание мощного Уральского производственного Центра с кластерами в Омске и Петербурге. По моему мнению, такая структура позволит: мобилизовать и объединить ресурсы, повысить эффективность производства вооружений, вести единую техническую политику и сконцентрировать имеющиеся ресурсы в одних руках, а не распылять их как сейчас.

Сегодня у нас  есть  разные линейки по производству техники. Тяжелые машины,  кроме «Уралвагозавода» делать некому (Кировский и Омский заводы «на боку»), в средней категории, кроме «Курганмашзавода», тоже никого нет, так как Рубцовский и Волгоградский тракторный заводы «накрылись». Артиллерийскую технику производят «Мотовилихинские заводы» и «Уралтрансмаш». Но и здесь сложилась специализация – первое предприятие производит реактивные системы залпового огня и артиллерию батальонного и полкового звена, а второе – тяжелую артиллерию бригадного и армейского звена.

Времена изменились и массовых закупок, как в советское время не будет. Поэтому надо объединять ресурсы и повышать общую эффективность. Что касается управления – то здесь также не должно быть проблем, работа по объединению конструкторского и других ресурсов сейчас идет на «Уралвагонзаводе». Сегодня у нас нет денег для создания и поддержания конкурирующих фирм и есть возможность объединить всех в общих интересах.


Юлия Трусова