У берегов Бискайского залива расположен французский порт Сен-Назер. Этот порт известен тем, что там располагается военно-морская база Франции. А с недавнего времени пристанище там себе нашли и российские "Мистрали", которые Франция не торопится отдавать законному владельцу, несмотря на то, что стоянка вертолетоносца уже обходится французской судоверфи STX в круглую сумму. А 28 ноября в пролив Ла-Манш вошли российские корабли военно-морского флота.

 

Учения ВМФ России

Разумеется, никто не собирается забирать, пусть даже и свои собственные вертолетоносцы, насильно. В Ла-Манш российские военные корабли «Североморск», «Александр Отраковский», танкер «Дубна» и спасательный буксир СБ-406 зашли после перехода через Северное море, где они провели учения по оказанию помощи условно терпящему бедствие судну и тренировки по связи и передаче грузов на ходу кильватерным способом.

«Сегодня отряд кораблей и судов обеспечения Северного флота во главе с большим противолодочным кораблем «Североморск» форсировал самую узкую часть Ла-Манша пролив Па-де-Кале и зашел в залив Сены», – цитирует агентство РИА Новости сообщение пресс-службы Западного военного округа.

Из-за непогоды было принято решение переждать шторм в нейтральных водах залива Сены. Во время стоянки экипажи проведут учения по борьбе с подводными диверсионными силами условного противника и тренировки по борьбе за живучесть корабля.

При этом французское военно-морское командование в разговоре с агентством Reuters сообщило, что в этом нет ничего необычного, поскольку российские корабли часто появляются в этом районе, и причин для волнения у них нет.

«Они не проводят учения. Они просто ждут в районе, где они бывают несколько раз в год», – сказал представитель ВМС Франции.

 

Дело принципа

И все-таки, если Париж не выполнит контракт по вертолетоносцам, Москва будет настаивать на штрафных санкциях. В ситуации с десантным кораблем типа «Мистраль» Россия будет действовать четко по контракту. Если судно не будет поставлено вовремя, РФ подаст в суд, об этом рассказал заместитель главы Минобороны страны Юрий Борисов. По его словам, в случае неисполнения контракта, французской стороне грозят штрафные санкции. 

Кроме того, глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий выразил мнение, что в случае обращения в Стокгольмский арбитраж, Россия «немедленно выиграет» процесс. И тут дело даже не в вертолетоносцах. Тут дело принципа. Российской стороне сами по себе "Мистрали" не так уж и нужны.

"Сам по себе корабль "Мистраль" - это большой десантный корабль-док, могу сказать свое личное мнение: мы могли бы обойтись без этого контракта, потому что мы имеем возможность теперь крупноблочной сборки такого рода кораблей", - сказал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в эфире программы "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым".

Раньше у РФ не было такой компетенции, потому что такого рода крупные корабли собирались на верфях в украинском Николаеве. "В прошлом году, 16 ноября, мы передали нашим индийским коллегам легкий авианосец "Викрамадитья", это бывший ракетный крейсер "Адмирал Горшков", и тем самым, выполнив этот контракт и заработав большие деньги, мы доказали внутри самой России, показали руководству страны, что Россия теперь может собирать такого рода корабли", - добавил Рогозин. Он добавил, что ультрасовременный крейсер - авианосец - это вершина кораблестроения. "А уж десантный корабль - это намного проще конструкция. Конечно, мы можем", - сказал Рогозин.

А пока убытки несет лишь французская сторона. Ранее французские СМИ подсчитали ущерб, к которому может привести невыполнение обязательств по договору. По их данным, Франция потеряет около 3 млрд евро — 1,2 млрд евро придется выплатить по стоимости контракта, к тому же Россия вправе потребовать за каждый корабль 800 млн евро.