После 15 месяцев расследования причин крушения малайзийского Boeing на Донбассе 17 июля 2014 года Совет безопасности Нидерландов публикует итоговый доклад. Международная группа экспертов пришла к выводу, что лайнер был сбит из района села Снежное при помощи ракеты 9М38М1. Однако концерн ПВО «Алмаз – Антей» провел серию натурных экспериментов, которые полностью опровергают эту версию. Российские эксперты в очередной раз доказали, что Boeing 777 был сбит ракетой зенитного-ракетного комплекса «Бук» выпущенной украинскими военными. Однако будут ли услышаны эти слова, остается большим вопросом, ведь результаты первого исследования российских конструкторов так и не были учтены следствием.

 

Эксперименты российских ученых

 

Первое моделирование причин катастрофы Boeing 777 в небе над Востоком Украины Концерн представил 31 июля. Однако следственная группа отказалась его принимать. Повторное исследование причин крушения российские специалисты провели 7 октября. В частности, в рамках расследования катастрофы в эксперименте были использованы самолеты Ил-86 и ракета 9М38М1 комплекса «Бук» фигурировавшая в материалах  следствия.

«Ввиду отсутствия списанных самолетов Boeing 777 в эксперименте использовался самолет Ил-86, фюзеляж которого аналогичен основным параметрам Boeing 777. Эксперимент состоялся 7 октября. Использована ракета 9М38М1», - сообщил Новиков.

Оба эксперимента пришли к идентичным выводам, отметил специалист. «Стало абсолютно очевидно, что если Boeing был сбит ЗРК «Бук», то это могла быть только ракета 9М38, то есть более старая ракета, чем 9М38М1, которая не имеет поражающих элементов специфической формы… Математическое моделирование концерна было абсолютно корректным», - отметил гендиректор.

В концерне отметили, что согласно исследованию, лайнер был сбит с подконтрольной украинским силовикам территории.

 «Сегодня мы можем однозначно сказать, что если Boeing был сбит ЗРК «Бук», то поразила его ракета 9М38 со стороны населенного пункта Зарощенское», - сообщил советник генконструктора Концерна «Алмаз - Антей» Михаил Малышевский. Он также добавил, что производство зенитных ракет 9М38, одна из которых сбила малайзийский «Боинг», завершилось в Советском Союзе еще в 1986 году.

Выводы Концерна «Алмаз-Антей» в очередной раз подтвердили факты, представленные российскими военными буквально сразу же после катастрофы рейса MH17. Тогда Минобороны сообщило, что российскими средствами было зафиксированы 9 включений украинских радиолокационных станций 9С18 «Купол-М1», входящих в состав зенитных батарей комплексов «Бук-М1» в районе Донецка для обнаружения и сопровождения воздушных судов. В министерстве подчеркнули, что технические особенности комплекса ПВО «Бук-М1» позволяют обмениваться информацией о воздушных целях между батареями одного дивизиона. Таким образом, пуск ракет также мог быть осуществлен со всех батарей, дислоцированных в населенном пункте Авдеевка, в 8 км севернее Донецка, или в Грузско-Зарянском, в 25 км восточнее Донецка, резюмировали в ведомстве. Все это позволяло сделать вывод, что именно украинские военные произвели пуск ракеты, поразившей рейс MH17 в результате чего погибли 298 человек на его борту.

Однако в США с выводами российских специалистов не согласились. Официальный представитель Госдепа Мари Харф сказала, что «наша позиция была ясна с самого начала: MH17 был сбит ракетой класса «земля-воздух» с территории, которую контролировали сепаратисты на Востоке Украины». Она отметила, что США уверены, что «никакие системы ПВО Украины не находились в районе падения самолета и что украинские силы не выпустили ни одной ракеты «земля-воздух» в ходе конфликта».

Собственно это «противостояние» и затормозило объективное расследование причин катастрофы MH17. В результате, украинская сторона так и не представила записей переговоров диспетчеров с пилотами малазийского Boeing 777. Хотя известно, что именно по команде с земли борт снизился и значительно отклонился от международного  коридора, по которому должен был лететь через территорию Украины. Следствием  не было собранно большинство вещественных доказательств так, как ссылаясь на то, что в районе падения самолета  идут боевые действия с сепаратистами, украинская сторона несколько дней «утюжила»  улики из крупнокалиберной артиллерии. Большинство «собранных» голландскими следователями улик, оказались полученными из социальных сетей и от украинских экспертов.

«Данные представленные Концерном «Алмаз-Антей» ни как не повлияют на выводы следствия, - разочаровал агентство «Росинформбюро»  эксперт в области зенитного вооружения Михаил Ходаренок. – Время упущено. Факты надо было выкладывать еще с 2014 года. Пока на Западе всякими псевдоэкспертами не было сформировано  устойчивое мнение о том, кто виновен в катастрофе. Так что, что-либо изменить в нынешней ситуации уже просто не возможно. И наши специалисты виноваты в этом меньше всего».

 

 Для справки:

Рейс MH17, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение в Донецкой области 17 июля 2014 года. На борту самолета находилось 298 человек, большинство из них — граждане Нидерландов. Все они погибли. Киев обвинил в катастрофе ополченцев, но те заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте. В сентябре Нидерланды опубликовали предварительный доклад о катастрофе, подтвердивший, что самолет развалился в полете из-за "структурных повреждений, вызванных внешним воздействием многочисленных высокоэнергетических объектов". Однако источник этих объектов установлен не был.

 

Отстранение неугодных

 

Практически с первых дней трагедии Россию пытались представить как виновную сторону. Первым клич подал президент США Барак Обама. Со ссылкой на данные американских спецслужб он на следующий день после крушения заявил, что Boeing был сбит ополченцами с помощью ракеты «земля—воздух». Через три дня Госдеп уточнил, что запуск, вероятно, был произведен из ЗРК «Бук». Далее «эпидемию» подхватила Европа – к аналогичным выводам пришла Федеральная разведывательная служба Германии.

РФ пытались заочно обвинить, а Международная комиссия по расследованию даже отказалась привлечь русские организации и ученых к изучению событий крушения. Зато Совет Безопасности ООН инициировал принятие резолюции о создании трибунала по катастрофе малайзийского Boeing. России же пришлось воспользоваться правом вето, на что были все законные основания.

Во-первых, создание международного трибунала в связи с катастрофой «Боинга-777» не подпадает под компетенцию СБ ООН. А во-вторых, Совет Безопасности должен заниматься несколько иными вопросами, которые несут в себе угрозу миру и безопасности. Как верно подметил господин Чуркин, Малайзия и другие страны сами признали, что это уголовное преступление, а Совбез же никогда не принимал решений по расследованию уголовных преступлений. В 1988 году американскими вооруженными силами был сбит иранский авиалайнер, в 2001 году – российский украинскими войсками. Почему вдруг в этот раз правила должны меняться.

Как ни странно, долгое время не у дел оставалась и сама Малайзия. Страну полгода не включали в состав международной группы, расследующей крушение в Донецкой области пассажирского лайнера.

«После того, как произошла трагедия, мы никого не обвиняли: ни Россию, ни Украину, ни одну из сторон. Мы хотим увидеть конкретные доказательства, имеющие отношение к этой катастрофе, к падению самолета, следовавшего рейсом MH17. Возможно, это стало одной из причин, по которой Малайзию не включили в состав объединенной следственной группы. Некоторые западные государства обвиняют в крушении самолета Россию», – цитирует слова доктора Мода Харридона из Куала-Лумпурского университета RT.

 

Под цензурой

 

Вся информация по крушению малайзийского Boeing все 15 месяцев оставалась тайной даже для нидерландских СМИ, хотя Закон об открытом правительстве (Public Governance Act) направлен как раз на обратное. В течение прошлого года СМИ по отдельности направляли запросы в министерские и государственные комиссии, которые занимались крушением малазийского Boeing на востоке Украины. В итоге нидерландские информагентства NOS News и RTL News, а также газета Volkskrant подают на Министерство безопасности и юстиции страны в суд.

"NOS, RTL и газета Volkskrant совместно инициируют данный процесс, потому что мы хотим подчеркнуть, что прозрачность конкретно в этом деле очень важна. Это касается не только семей (погибших), но также действий правительства Нидерландов и политической ситуации в Европе", — заявил редактор NOS News Марсел Гелауф.

 Дмитрий Литовкин, Марина Староверкина.