С помощью «Южного потока» многие европейские страны могли бы более чем на 90% обеспечивать свой спрос на газ за счет российских поставок. Позиции России существенно укрепились бы не только на энергорынке Европы, но и в целом, в общеевропейской экономике. В Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении и Хорватии строительство газопровода означало бы создание несколько тысяч рабочих мест и снижение зависимости от крайне рискованных поставок газа через Украину.

Официальная причина протеста Евросоюза звучала так: все договора, подписанные со странами Евросоюза, по территории которых пройдет трубопровод, противоречат Третьему энергетическому пакету ЕС, запрещающему одной и той же компании быть поставщиком газа и владельцем-оператором газопроводной системы. Против проекта неоднократно выступали и США, мечтающие о поставках своего сланцевого газа на Европейский континент. 

После восьми лет переговоров и бесконечных споров с ЕС "Газпрому" пришлось отказаться от "Южного потока", заявил Владимир Путин в ходе визита в Турцию. Но есть и альтернатива -  газопровод такой же мощности, только в Турции.

 

Политический ответ

 

Труба мощностью 63 млрд кубометров в год должна была быть проложена по дну Черного моря от Анапы до болгарской Варны, а затем по суше до австрийского Баумгартена, где находится газовый хаб. Ее строительство позволило бы снизить транзитные риски при поставках российского газа в Европу через территорию Украины.

Сами европейцы, в том числе представители Еврокомиссии, неоднократно заявляли, что опасаются прерывания транзита из-за возможного незаконного отъема газа Украиной. Однако все эти заявления звучали до того, когда Москве и Киеву удалось договориться о поставках газа в зимний период.

«Мы считаем, что позиция Еврокомиссии была неконструктивной. И если Европа не хочет его (проект "Южный поток - ред.) реализовывать, значит он не будет реализован. Мы перенацелим потоки наших энергоресурсов на другие регионы мира, в том числе ускорим реализацию проектов по сжиженному природному газу», - заявил Владимир Путин.

По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексея Гривача, отказ от «Южного потока» — это направленный ответ на политику Еврокомиссии. "Были брошены серьезнейшие политические ресурсы на то, чтобы сорвать или хотя бы максимально оттянуть ввод «Южного потока» с тем, чтобы оставить Россию в зависимости от украинского транзита", - говорит эксперт.

При этом Путин отметил, что «если уж Болгария лишена возможности вести себя как суверенное государство», то она должна хотя бы потребовать от ЕК компенсации за упущенную выгоду. По словам российского президента, только прямые доходы от транзита газа принесли бы болгарскому бюджету не менее 400 млн евро в год.

 

 Подсчитывая убытки

 

«Газпрому» в проекте принадлежит 50%, 20% владеет итальянская Eni, по 15% принадлежит французской Electricite de France (EDF) и германской Wintershall. Стоимость проекта неоднократно увеличивалась: по последним оценкам «Газпрома», затраты составили бы 23,5 млрд евро.

«Все, проект закрыт», — подтвердил глава «Газпрома» Алексей Миллер.

По словам главы East Europen Gas Analysis Михаила Корчемкина, это позитивная новость для акционеров «Газпрома». «На фоне снижения доходов от продажи газа на всех рынках монополист обязан сократить инвестпрограмму. Наиболее логичное решение — остановка «Южного потока»,- объясняет эксперт в интервью "Газете.ру".

Только в первом полугодии 2014 года «Газпром» вложил в «Южный поток» 16,4 млрд рублей. А инвестиции в проект в целом составили 23,5 млрд рублей.

«Но говорить о том, что эти инвестиции полностью пропали, нельзя. В данном случае расширение российской газотранспортной системы, которое проводилось именно под «Южный поток», и заказанные трубы могут быть использованы для проекта, альтернативного «Южному потоку», - отмечает Михаил Корчемкин.

Речь идет о прокладке новой газовой трубы в Турцию.

 

Курс на Турцию

 

Как заявил Владимир Путин, Россия готова не только расширить на 3 млрд кубометров газопровод «Голубой поток», по которому сейчас осуществляются поставки российского газа в Турцию, но и построить еще одну трубопроводную систему для обеспечения растущих потребностей турецкой экономики, а также создать на турецко-греческой границе дополнительный газовый хаб для дальнейших поставок газа на юг Европы.

Алексей Миллер сообщил, что 1 декабря был подписан меморандум с турецкой BOTAS о строительстве трубы мощностью 63 млрд кубов в год, причем 14 млрд кубометров будет получать сама Турция, а остальное пойдет дальше в Европу. Это в какой-то степени тоже позволит частично нивелировать риски поставок через Украину.

«Учитывая вдвое меньшее расстояние, затраты на новую трубу будут, соответственно, примерно в два раза меньше, чем на «Южный поток», — полагает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.

Однако украинский транзит пока еще вынужден остваться важнейшим вопросом: через Украину идет более половины поставок российского газа в Европу, хотя в последние месяцы объемы постепенно сокращаются.

 Марина Староверкина