В Молдове  либерально-демократическая партия заключила союз с коммунистами и вышла из правящего «Альянса «За европейскую интеграцию II».  Брюссель и Бухарест недовольны сменой парламентского большинства.  Несколько известных западных политиков сделали заявления по этому поводу.  Лидер компартии Молдовы Виктор Воронин на это эмоционально ответил. Сенсация в том, что он утверждает: политика отделения Приднестровья от остальной Молдовы, проводится «под контролем европейских советников».

Виктор Воронин заявил, что в Молдове развернута  «стремительная информационная интервенция ЕС и Совета Европы». Ее цель – Молдова должна войти в Евросоюз как часть Румынии, а не как самостоятельное государство. При этом бывший президент страны обвинил Брюссель  в том, что он хочет  «любыми путями противодействовать партнерству Молдовы с Россией, не дать ни единого шанса на укрепление интеграционных связей Молдовы на постсоветском пространстве».  Самое интересное, что Воронин считает, что планируемое присоединение Молдовы к Румынии произойдет без Приднестровья.  Кроме того, лидер компартии обвинил Евросоюз в том, что тот считает «мелочью рост напряжения в зоне безопасности приднестровского конфликта».

Кирилл Коктыш, доцент кафедры общей политической теории МГИМО, в интервью нашему агентству, говорит что « сейчас инициатор втягивания Молдовы в Евросоюз – это Румыния, которая заинтересована в ней как в своей части.  Для неё Приднестровье  не слишком важно. Там нет румын. Вряд ли Бухарест эту головную боль в виде приднестровского конфликта захочет на себя взвалить.  Если компромисс по-другому не достижим – можно действовать и так. Истерика Воронина абсолютно понятна. Ведь он говорит с позиции Молдовы». 

В самой Приднестровской республике также не очень довольны сменой коалиции в Кишинёве. Известный в Тирасполе  историк и политолог Андрей Сафонов говорит, что «не очень хорошим вариантом для Приднестровья, стало бы возвращение к монопольной власти в Кишинёве партии коммунистов во главе с Ворониным».  И понятно почему.  Ведь, по мнению Сафонова «сегодня у Приднестровья нет другого пути, кроме государственной независимости». Так как Андрей Сафонов был и депутатом и членом правительства непризнанной республики, к его точке зрения нужно отнестись внимательно.

«Однако, вряд ли нынешняя ситуация означает, что Молдова исчезнет с лица земли, – продолжает Кирилл Коктыш, –  и вряд ли это означает, что Румыния сможет присоединить Молдову.  Я думаю, что к таким  радикальным подвижкам никто пока не готов. Но ситуация не очень хорошая и исторически Воронин прав, что если все пустить на самотек, то мы рано или поздно получим расширение Румынии и исчезновения Молдовы с географической карты».

Судьба же Приднестровья, по мнению Коктыша, постоянно будет находиться под вопросом. Примыкала бы она к России, был бы другой разговор.  А так будущее Приднестровья зависит от выбора  правительства Украины в этой ситуации: на чьей стороне она будет играть?  Важно, что Украина сейчас председательствует в ОБСЕ и наверняка использует все возможности, предоставляемые этим статусом. В списке приоритетов Украины в роли председателя ОБСЕ урегулирование приднестровского конфликта стоит на первом месте. 

Обстановка вокруг Приднестровья становиться  все более нервозной. МК.ru сообщает, что приднестровская администрация составила список тех, кто не имеет права перемещаться на левый берег Днестра в период майских праздников. Соответствующее уведомление приднестровская сторона направила в Кишинев всего спустя день после официальной встречи молдавского министра по реинтеграции Евгения Карпова и министра иностранных дел Приднестровья Нины Штански. Тогда стороны договорились о беспрепятственном передвижении граждан с обеих сторон на этот период.  Незадолго до этого на границе Молдавии и Приднестровья произошло столкновение молдавской полиции и приднестровских милиционеров. 

Во все годы приднестровского конфликта, Россия являлась одним из главных действующих лиц в попытках разрешения конфликта. Только благодаря вмешательству российских войск  под командованием Александра Лебедя удалось предотвратить кровопролитный  конфликт в 1992 . В 2003 году Россия предложила так называемый план Дмитрия Козака. На него были согласны все. В самый последний момент его сорвал не кто-нибудь, а тогдашний президент Молдовы Виктор Воронин. До сих пор российский военный миротворческий контингент обеспечивает безопасность Приднестровья. 

Все эти годы Россия помогала региону финансами и материальными ресурсами. Без них он бы не выжил. Но на какое-то время внимание к Приднестровью ослабло. Этим сразу воспользовались на Западе. Увеличилась пропаганда местного населения за европейский выбор, финансируемая из Брюсселя. Стало намного труднее получить российский паспорт – его надо ждать месяцами. Зато молдавский документ вам привезут домой  сразу после заявки. Все чаще стал звучать в регионе молдавский язык.

И как результат – российских граждан осталось в нынешнем году только 150 тыс. человек из более чем полумиллионного населения края.  Конечно, состоявшийся в 2006 году референдум в Приднестровье дал ясный ответ – 97% его участников проголосовали  за присоединение к России. К урнам пришли 78.6% граждан. Но с тех пор прошло уже семь лет. Как сейчас проголосуют приднестровцы?  Время делает свое дело – люди и политики просто устают.

В прошлом году в Кремле решили по новому взяться за дело:  в марте Президент России назначил в Приднестровье своего специального представителя.  Им стал Дмитрий Рогозин. Вице-премьер 9 мая будет присутствовать на параде в честь Дня Победы в Тирасполе, а потом отправиться в Кишинёв, где встретится с рядом официальных лиц. Так что в ближайшее время можно ждать нового импульса в развитии ситуации в Приднестровье.

 

Григорий Шугаев