Президент Франции Франсуа Олланд. Фото cdn-lejdd.ladmedia.frЗатянувшая история вокруг строящихся во Франции для России вертолетоносцев типа «Мистраль» является сегодня одной из самых интересных и непредсказуемых международных событий. Французский президент Франсуа Олланд в совсем простой ситуации умудрился лихо закрутить его сценарий и довести до абсурда. По мнению депутата Европейского парламента Жан-Люка Меланшона, он «поднял Францию на смех». А парижская газета «Фигаро» считает, что «Мистраль» прижал главу Франции «спиной к стене».

Противоречивые заявления Олланда продемонстрировали мировому сообществу «независимость» нынешнего руководства Франции в своих решениях. И это при том, что незадолго до этого премьер-министр Франции Манюэль Вальс заявил о том, что его страна все свои решения принимает самостоятельно и считает неуместными какие-либо указания со стороны, в т.ч. и по «Мистралям». Похоже, что нынешнее французское руководство идет «не в ногу» и все больше удаляется в своей «самостоятельности» от знаменитого Шарля де Голля.

 Справка

В июне 2011 г. «Рособоронэкспорт» и французская компания DCNS заключили контракт (1,2 млрд. евро) на строительство двух вертолетоносцев типа «Мистраль». Первый корабль («Владивосток») должен быть передан России 1 ноября 2014 г. или, по согласованию сторон без наложения штрафных санкций - на 30 суток позже. Второй корабль («Севастополь») должен быть передан России в 2015 г. Вертолетоносец «Владивосток» не имеет международных опознавательных знаков и после передачи в сопровождении учебного корабля «Смольный» должен прибыть в Кронштадт. Вертолетоносец «Севастополь» в настоящее время находится в заполненном водой доке и достраивается.

Ситуация

В российском МИДе ситуацию вокруг «Мистралей» уже сравнили с водевилем, который накануне срока передачи «Владивостока» приобрел еще и детективный оттенок.

Фото gdb.voanews.comДело в том, что в сентябре и октябре вертолетоносец «Владивосток» совершил два учебных похода с первым и вторым российскими экипажами. Однако в середине ноября, по данным СМИ, российским морякам было запрещено подниматься на борт корабля. Правда, 18 октября российские моряки с корабля «Смольный» все-таки перешли на борт вертолетоносца «Владивосток».

Но дальше – больше. По данным французской газеты Le Figaro, причиной запрета стали опасения, что корабль может быть угнан в Россию. Подобная скандальная история уже произошла в 1969 г. Тогда израильские моряки угнали несколько ракетных катеров после расторжения контракта между Францией и Тель-Авивом из-за израильского рейда на аэропорт Бейрута.

Одновременно французские органы правопорядка значительно усилили наблюдение за российскими моряками в порту Сен-Назера и местным персоналом. Это объяснялось тем, что без помощи последнего невозможно преодолеть множество шлюзов и заграждений для выхода в открытое море.

Вероятной причиной такой обеспокоенности стали учения отряда кораблей российского ВМФ во главе с БПК (большой противолодочный корабль) «Североморск». После учений в Северном море отряд прошел Ла-Манш, пролив Па-де-Кале и зашел в нейтральные воды залива Сены. Здесь корабли переждали шторм и провели учения по борьбе с подводными диверсионными силами условного противника и тренировки по борьбе за живучесть корабля. Французское военно-морское командование не видело в этом ничего необычного, тем более причин для волнения.

Потери для Франции

В случае отказа от передачи России кораблей Франция может понести серьезные потери. Будет подорвана ее репутация как ответственного партнера и мирового поставщика современных вооружений. В самой Франции будет потеряны тысячи рабочих мест и резко обострится ситуация на рынке труда.

В результате нарушения условий контракта Франция должна будет вернуть уже уплаченные деньги и выплатить штрафы. А общая сумма, по данным французских СМИ, может составить около 3 млрд. евро (1,2 млрд. евро за контракт и по 800 млн. евро за каждый корабль). И это не считая уже установленного на кораблях российского оборудования, которое должно быть демонтировано и возвращено, или оплачено.

Потери для России

Сразу надо отметить, что ощутимые потери для России не просматриваются. Вице-премьер Дмитрий Рогозин считает, что отказ отВице-премьер Дмитрий Рогозин. Фото kgd.ru поставок «Мистралей» для России будет «в сто раз менее ущербен, чем для Франции». При этом он высказал сомнение в окончательном отказе Парижа от контракта, так как считает французов прагматичными.

Замминистра обороны РФ Юрий Борисов отметил, что «нас все устраивает, это французов не устраивает». Но при нарушении условий соглашения Россия подаст в суд и выставит штрафные санкции.

Мнения

Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что «Мистрали» не подходят России по климатическим требованиям, но условия контракта от этого не меняются. По его личному мнению, «мы могли бы обойтись без этого контракта, потому что мы имеем возможность теперь крупноблочной сборки такого рода кораблей». Рогозин заявил, что «всегда считал контракт ошибкой». По его мнению, «ситуация с «Мистралями» демонстрирует пагубность технологической зависимости от другого государства».

Глава комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий считает, что в случае обращения в Стокгольмский арбитраж, Россия «немедленно выиграет» процесс, так как это «дело принципа». По его мнению, «российской стороне сами по себе «Мистрали» не так уж и нужны».

Президент Академии геополитических проблем Константин Сивков пояснил, что заключение контракта с Францией на постройку вертолетоносцев «Мистраль» было политическим решением. Но политическая обстановка меняется и нынешнюю ситуацию вокруг этих кораблей он объяснил тем, что «французы боятся американцев».

Принципиальная схема корабля типа "Мистраль". Фото www.media.nakanune.ru

Виктор Мураховский (главный редактор журнала «Арсенал Отечества») ситуацию с «Мистралями» для России охарактеризовал как «чемодан без ручки: и нести сложно, и бросить жалко». Такое мнение объясняется значительными средствами, которые были вложены в подготовку инфраструктуры для базирования кораблей, целенаправленной работой ряда предприятий по их Вертолетоносец "Владивосток". Фото www.deita.ru дальнейшему оснащению отечественными вооружениями и процессом обучения будущих экипажей.

Мураховский считает, что в случае окончательного разрыва соглашения возвращенные средства (около 700 млн. евро предоплаты и штрафные санкции) компенсируют убытки российской стороны.

С военной точки зрения Россия также ничего не потеряет, уверен эксперт. По его мнению, корабль типа «Мистраль» спроектирован как экспедиционный и в качестве такого он сегодня России не нужен. Кроме того, его использование в военное время «требует значительного обеспечения, в том числе и прикрытия от ударов противника».

Иван Русанов, контр-адмирал запаса уверен, что «нам этот корабль-док не нужен, особой нужды в нем нет». Использовать «Мистраль» в качестве «корабля проецирования считаю полным абсурдом». Сама по себе «коробка не плохая, но мы и сами можем такую сделать», сказал адмирал.

В этом он полностью поддерживает мнение Рогозина. Использовать в качестве корабля управления «Мистраль» также не выгодно, считает Русанов. «Для его охраны и защиты от ударов противника потребуется не менее 5-6 кораблей, а также немало других сил и средств», - заявил он.

Вывод

В связи с событиями вокруг «Мистралей» Россия находится в выгодной ситуации, и ей нет никакого резона ломать «копья» по этому поводу. А «усилия» и соглашательская политика господин Франсуа Олланда в ближайшем будущем принесет Франции весьма серьезные потери в политическом и материальном отношении.

 

Анатолий Соколов