Новости о том, что Россия уточнила положения своей военной доктрины не оставили равнодушными начальников генеральных штабов стран НАТО. Натовские генералы решили уделить особое внимание изучению этого документа, а в четверг в штаб-квартире альянса в Брюсселе даже состоялось специальное заседание. Оно было посвящено обсуждению взаимоотношений альянса с Россией.

Курс на сближение?

 

В ходе заседание натовские генералы решили подкорректировать свою военную позицию, а также возобновить сотрудничество с Москвой.

Главнокомандующий Объединенными силами НАТО в Европе генерал Филипп Бридлав заявил, что беседовал с начальником Генштаба РФ Валерием Герасимовым о возможности возобновления двухсторонних контактов.

«Мы планируем возобновить связь, мы говорили тут с некоторыми высокопоставленными командующими об этом. Да, мы планируем возобновить коммуникацию с Валерием», — сказал Бридлав. Некоторые эксперты называют данное заявление сенсацией. Ведь отношения между РФ и НАТО были фактически полностью прерваны после вхождения Крыма в состав России. Были заморожены отношения по линии Совета Россия — НАТО, действующего с 1994 года, и прекращена работа российского военпреда при альянсе генерала Валерия Евневича, отмечает ВЗГЛЯД.

Что настораживает НАТО?

 

Комментируя непомерный интерес НАТО к российским стратегическим документам, некоторые эксперты говорят так: «Такое мы видим в истории впервые». В конце декабря президент РФ Владимир Путин утвердил новую редакцию военной доктрины страны. Ранее Путин отмечал, что она останется оборонительной, но при этом РФ намерена отстаивать свою безопасность «последовательно и жестко». В новой редакции появилась глава «Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации». Кстати, некоторые военные обозреватели считают, что этот пункт - противовес давлению Североатлантического альянса.

Некоторое время реакция Запада на утвержденную доктрину была негативной. Масло в огонь подливала западная пресса. К примеру, Los Angeles Times писала, что цель новой военной доктрины России — увеличение давления на США и западный военный альянс, чтобы они оставили попытки привлечь Украину в качестве экономического и стратегического союзника. Однако даже простому обывателю понятно, что это никак не может быть главной целью к уточнению положений военного документа. Потом Запад обижался. А пресс-секретарь НАТО Оана Лунгеску даже сообщила, что «Североатлантический альянс не представляет угрозы для России и каких-либо иных стран», дескать, что вы тут пишите, мы ведь такие белые и пушистые.

Однако сегодня представители генштаба относятся к принятой военной доктрине РФ наиболее спокойно. «Что касается обнародованной российской военной доктрины, это частично пересмотренная предыдущая военная доктрина, опубликованная, если мне не изменяет память, в 2010 году», – сказал Бартелс по окончании заседания глав генштабов НАТО в Брюсселе, передает РИА Новости.

Остается непонятным один факт, какие именно предпосылки к сотрудничеству увидели натовские генералы в новой военной доктрине. По сути, документ не содержит ни единого указания на потенциальную опасность прямого военного столкновения с НАТО, отмечают аналитики.

Как сообщил «Газете.Ru», военный обозреватель, заместитель главного редактора «Ежедневного журнала» Александр Гольц, к подобным заявлениям, даже исходящим от столь высокопоставленного представителя альянса, надо относиться «осторожно»: «Политика не меняется, и она сводится к тому, чтобы не иметь контактов с Россией. Каналы коммуникаций нужны для того, чтобы иметь возможность связаться и узнать намерения другой стороны. Это нормально иметь экстренные каналы связи: «Красная линия» между Москвой и Вашингтоном появилась в суровые времена», - цитирует издание Гольца.

Напомним, проект новой военной доктрины РФ был подготовлен в ноябре 2009 года. В истории современной России это третий вариант такой доктрины. Создатели редакции 1993 года исходили из того, что военные конфликты исключены. В редакции 2000 года сказано, что доктрина имеет оборонительную направленность. В декабре 2014 года появилась потребность дополнить доктрину новыми вызовами и новыми ответами. В документ были внесены новые пункты о расширении военно-стратегического сотрудничества со странами БРИКС, развитии отношений с Абхазией и Южной Осетией, новые угрозы в связи с ситуацией на Украине, на севере Африки, в Сирии, Ираке и Афганистане. При этом одной из основных внутренних военных опасностей названа деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь, на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты отечества.

 Алиса Ермакова