В рамках Второй Всероссийской конференции «Закупки в оборонно-промышленном комплексе» 18 ноября представители властных Фото Е. Пряничниковаструктур, предприятий ОПК и экспертного сообщества обсудили систему правил, которые сегодня действуют в закупочной среде. Главными темами стали ценообразование, кооперация, модернизация и инновации, а также практика закупок предприятий ОПК.

В настоящее время основными законами, которые регламентируют закупки товаров, работ и услуг, в т.ч. и в рамках гособоронзаказа, являются Федеральные законы 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ. Но, как показала практика, между некоторыми основными положениями этих документов существуют противоречия, что значительно осложняет взаимоотношения между заказчиками и поставщиками.

Свое мнение относительно существующих несогласованностей указанных законодательных актов в эксклюзивном интервью «Росинформбюро» высказал специалист в области права и законодательства Денис Балакин. Он отметил основные противоречия и пояснил, чем обусловлена необходимость гармонизации этих основополагающих законов в области закупок в рамках государственного оборонного заказа.

 Справка

Фото teui.ruФедеральный закон 44-ФЗ (5.04.2013 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закон регулирует весь комплекс отношений между заказчиком и поставщиком товаров, услуг и работ для государственных и муниципальных нужд, а также нужд бюджетных учреждений начиная с этапа планирования закупок. Закон устанавливает единый порядок процедуры размещения заказа на всей территории РФ, а также способы определения поставщика и процедуру заключения государственных и муниципальных контрактов.

Цели закона: повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг; обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок; предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Основные принципы закона: открытость и прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, единство контрактной системы в сфере закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

Федеральный закон 223-ФЗ (18.07.2011 г.) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».Фото www.metaprom.ru

Закон регулирует весь механизм проведения закупок отдельными видами юридических лиц и определяет приоритет конкурентных процедур закупки. Заказчик может самостоятельно определить способы закупки при обязательном включении в положение аукциона и конкурса.

Кроме того, заказчик может также проводить другие конкурентные закупки на основании «Положения о закупках». Заказчик обязан планировать ежегодные закупки и размещать план в открытом доступе на сайте zakupki.gov.ru.

Закон предусматривает ведение реестра недобросовестных поставщиков, случаи и процедуру обжалования действий (бездействия) заказчика, обязанность заказчиков публиковать ежемесячный отчет о закупках, часть которых должны осуществляться в электронной форме.

Фото istra-rem.ruФедеральный закон 275-ФЗ (29.12.2012 г.) «О государственном оборонном заказе».

Закон устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы и услуги по государственному оборонному заказу.

- Между этими законами существует объективная и достаточно тесная взаимосвязь. Планировалось, что они будут готовиться параллельно и приниматься в одно и то же время. Но законы разрабатывались разными группами и в силу ряда причин этого не произошло.

Поэтому сегодня первоочередной задачей является согласование целей и общая гармонизация этих документов между собой по ряду основных положений. Это предполагает наличие стройной системы понятий и положений, которые не должны стать почвой для возникновения противоречий между этими законами.

Главная цель этих законов – обеспечение обороноспособности страны. Одним из основных принципов закона 223-ФЗ является информационная открытость. Но в ряде случаев полная реализация этого принципа будет оказывать негативное влияние, и противоречить требованиям обеспечения обороноспособности страны.Денис Балакин. Фото Е. Пряничникова

Поэтому данное положение закона требует уточнения. Я считаю, что этот принцип должен соблюдаться в тех случаях, которые не связаны государственным оборонным заказом, информация о котором строго регламентируется.

Требует уточнения и положение о кооперации. Исторически сложилось так, что в создании многих конечных образцов продукции военного назначения участвует много изготовителей. Однако в законе 223-ФЗ о кооперации вообще ничего не сказано. Но при этом есть положение, согласно которому закупки должны производиться только на основе открытых конкурсных торгов.

Но при выполнении данного требования и закупке каждой комплектующей детали по конкурсу значительно увеличиваются сопутствующие расходы, повышается ее стоимость и конечная стоимость конкретного образца вооружения. В связи с этим сегодня у предприятий есть объективная потребность минимизировать конкурентные закупки там, где есть понятный и, зачастую, единственный поставщик.

В итоге возникло и существует противоречие между требованиями по развитию конкуренции и повышением эффективности закупок необходимой продукции. В настоящее время крайне необходимо найти баланс между указанными требованиями и закрепить это законодательно. В полном объеме гособоронзаказ не может «жить» по правилам закона 223-ФЗ. Следует убрать две крайности - закупки только на основе открытых конкурентных торгов и закупки в рамках кооперации, которые не афишируются и, как правило, закрыты.

Требует своего уточнения и положение о независимой экспертизе, по которому также имеются противоречия. Закон о контрактной системе 44-ФЗ требует проведения обязательной независимой экспертизы. Причем эксперт не может быть сотрудником заказчика. Фото Е. ПряничниковаТаким образом, получается, что Минобороны должно заплатить дважды за проведение экспертизы и контроль качества продукции - военной приемке и независимому эксперту. И главное, привлечение независимого эксперта «со стороны» несет в себе угрозу сохранения гостайны. Мы предлагаем это положение убрать вообще и приравнять военную приемку к независимой экспертизе.

Еще одной важной проблемой, требующей своего решения, является общественная экспертиза по закону 44-ФЗ. Он предполагает, что представители общественной экспертизы должны иметь доступ ко всей информации. Но ведь известно, что реально не вся информация, и не всегда может быть достоянием широкой общественности, особенно в рамках гособоронзаказа.

Мы предлагаем ввести положение, согласно которому общественная экспертиза не отменяется, а проводится в тех случаях, которые не связаны с угрозой нанесения вреда обороноспособности страны. Общественный контроль должен проводиться там, где нет опасности раскрытия секретной информации. Это объективная специфика, которая требует обязательного учета.

Я уверен, что гармонизация этих законов, устранение указанных и некоторых других противоречий в них окажет положительное влияние на закупки в оборонно-промышленном комплексе, взаимоотношения заказчиков и поставщиков, а также на весь процесс реализации гособоронзаказа.

 

Анатолий Соколов