Непонятно, что тут надо проверять. Информация о том, что в издательстве «Алгоритм» вышел данный роман данного автора, ни от кого никогда не скрывалась. Да это и невозможно в современных условиях. Эпоха самиздата давно закончилась, и книги издаются для того, чтобы они продавались в магазинах. А далее в силу вступают законы рынка, спрос рождает предложение и так далее.

Крайне маловероятно, чтобы в читательской среде существовал спрос на ранние произведения Йозефа Геббельса. Роман «Михаэль» был закончен в 1924 году, когда его автор еще не был нацистом и мечтал стать писателем.

Однако писателем Геббельс не стал, в силу полного отсутствия литературных талантов. Более того, его ранние опыты в прозе не переиздавались даже в нацистской Германии, несмотря на высокое служебное положение автора. Вполне возможно, что он и сам понимал убожество своей собственной графомании и не хотел позориться перед читателями.

Надо ли было переводить на русский язык и издавать в России этот графоманский роман нацистского преступника?

Мнения экспертов по этому поводу разошлись.

Не место на прилавках

Алла Гербер, писатель, кинокритик, президент общественного фонда «Холокост»

- Моя первая реакция такая: подобную книгу надо порвать и выкинуть в клозет.

Но на самом деле, вопрос этот гораздо более сложный.

Я как литератор категорически против всякой цензуры. Но считаю, что есть морально-нравственные нормы, этические табу, внутренние запреты, через которые руководителю издательства не следовало бы переступать.

Я не хочу, чтобы такие книги у нас издавались. Тем более, что это не великая, да вообще никакая не литература, а беспомощная графомания. Недаром Геббельс так и не стал писателем.

Ну и вообще. Есть «персонажи», которые в самом своем имени несут экстремистское содержание, потому что они олицетворяют пропаганду зла, насилия, ненависти, чудовищный антисемитизм. Эти имена не должны появляться на прилавках книжных магазинов нашей страны.

Изучать, чтобы не допустить

Дмитрий Быков, писатель, журналист, учитель литературы:

- Я считаю необходимым издавать такие книги. Если мы не будем знать, из чего вырос фашизм и нацизм, мы не сможем его остановить в будущем.

Даже «Майн Кампф» надо изучать в школах. Пусть дети видят, какая это бездарь, какая зловонная, ничтожная по сути книга, которая не имела никакого литературного успеха после того, как ее автор утратил власть и вообще перестал существовать.

Надо объяснять, что вырастает из графомании, смешанной с антисемитизмом. Показывать, как человек неталантливый, невостребованный и непрофессиональный с большой долей вероятности превращается в нацистского преступника.

В этом смысле роман Геббельса абсолютно бесценен. Автор его писал, когда еще не был нацистом, но уже был графоманом, одержимым идеей имперского величия. Это полезное чтение, так как у нас есть свои графоманы, работающие в том же направлении, потенциальные геббельсы. Давно надо было издать роман «Михаэль», только, конечно, с хорошими комментариями.

Глупость или эпатаж

Можно соглашаться или не соглашаться с мнениями экспертов. Есть и иные точки зрения. Так, генеральный директор издательства «Алгоритм» Сергей Николаев заявил, что причиной, побудившей его к таким публикациям, было стремление добиться, «чтобы в России не запрещались никакие книги». При этом он подчеркнул, сам «романов не читает». И добавил: «Мне, собственно, на Геббельса наплевать. Мне важно, чтобы у нас не запрещались никакие книги».

Возможна и такая позиция. Вот только ни в коем случае нельзя издавать такие романы в серии «Проза великих». Никакой это не «экстремизм», и даже не кощунство. Это просто бессмысленный эпатаж. Или элементарная глупость. Теперь ждем альбом рисунков Гитлера.

Николай Троицкий