В настоящее время предусмотренная в договоре ОСАГО максимальная выплата за ущерб имуществу составляет 120 тысяч рублей, а за вред здоровью — 160 тысяч рублей. Однако зачастую этой суммы недостаточно, чтобы покрыть размер причиненного ущерба. Поэтому органы власти приняли решение: указанную сумму необходимо увеличить.

Главное изменение коснется размера страховой суммы.

На заседании в пятницу Госдума рассмотрит в третьем, окончательном, чтении большой блок поправок в закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств.

Главное изменение коснется размера страховой суммы.

Изменения предусматривают рост с 1 октября текущего года максимального лимита выплат по имуществу — до 400 тысяч рублей. Увеличится и лимит выплат за жизнь и здоровье пострадавших в ДТП — до 500 тысяч рублей, но уже с 1 апреля 2015 года. Следует отметить, что документ содержит оговорку - эти лимиты не распространяются на старые договоры, заключенные до вступления в силу поправок.

 Выпил - в тюрьму

Новые правила для нетрезвых водителей

В мае на заседании экспертного совета по страхованию при комитете Госдумы по финансовому рынку президент РСА Павел Бунин озвучил среднюю стоимость полиса ОСАГО, которую необходимо повысить на 950 рублей с учетом планируемого увеличения лимитов выплат. По словам Бунина, в свои оценки актуарии РСА закладывали инфляцию на запчасти в 10% в год и на нормо-часы в 6% в год, передает ИТАР-ТАСС.

В свою очередь, Центробанк поручил консалтинговой компании Towers Watson перепроверить результаты оценки. И вышло, что при сохранении действующих лимитов выплат повышение тарифа на ОСАГО должно составить 5,9% или 200 рублей, а по оценкам актуариев РСА, 12% или 500 рублей.

После проведенных оценок, российское правительство сделало первые шаги. Оно решило поэтапно увеличивать сумму возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью потерпевшего с 160 тысяч до 500 тысяч рублей на каждого потерпевшего. А в части возмещения вреда, причиненного имуществу, с 120 тысяч до 400 тысяч рублей на каждого потерпевшего.

Как считают некоторые автомобилисты, увеличить страховую сумму необходимо было давно.

«Нередки случаи, когда сумма страхового возмещения не покрывает сумму ущерба, и тогда приходится обращаться за недоимкой непосредственно к виновному владельцу автомобиля», - пояснил автовладелец Сергей Алексеев.

А ведь и правда, в последнее время сумма страхового возмещения, прописанная в законе, не может покрыть реально-причиненный вред. Судебная практика пестрит такого рода делами, когда в качестве соответчика привлекается виновный владелец транспортного средства, с которого истец просит взыскать ту денежную часть, которую не покрывает страховая компания. Вот тут и начинаются реальные проблемы: автомобиль надо ремонтировать, а суммы, выплаченной страховой компанией, явно недостаточно для ремонта. Остается надежда на соответчика, у которого зачастую просто нет на это денег. Судья понимающе предоставляет ему отсрочку платежа. А потерпевший вынужден либо брать кредит на ремонт, либо ходить пешком.

При таком положении вещей названная инициатива предстает в выгодном свете. Однако и тут есть свои подводные камни.

 

Любой каприз за ваши деньги

 

Правительство, сомневаясь в целесообразности повышения страховых тарифов, встало на сторону народа.

В основном страховщики с предложением правительства согласны и даже сами предлагают увеличить лимит страховых выплат, но взамен они просят увеличить на 50–70% стоимость страховки. Объясняют они это тем, что без этого условия их бизнес станет нерентабельным.

В данной ситуации правительство, сомневаясь в целесообразности повышения страховых тарифов, встало на сторону народа. Согласно статистики выплат, сейчас расходуется чуть больше половины собранных средств. При этом следует отметить, что постановлением правительства РФ на эти цели зарезервировано 77%. Поэтому речь об убыточности бизнеса может идти только тогда, когда объемы выплат превысят указанный процентный уровень, отмечает Независимый портал о страховании.

 

Досудебное урегулирование спора

 

Что касается досудебного урегулирования спора между сторонами, то изменения в закон предполагают, что страховщик в течение пяти календарных дней (за исключением нерабочих праздничных дней) должен рассмотреть претензию клиента и обязательно удовлетворить его требование или направить мотивированный отказ. Такое изменение направлено на максимальное удовлетворение потребностей потребителя, поскольку в этом случае страховые компании не смогут необоснованно давать отказ. Теперь КоАП будет содержать норму, согласно которой за такой отказ или навязывание дополнительных услуг при заключении договора страховщиков  предусмотрен штраф в размере 50 тысяч рублей.

Помимо прочего законопроект предусматривает новый порядок досрочного прекращения договора ОСАГО, при котором страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере ее доли, приходящейся на не истекший срок действия договора или не истекший срок сезонного использования машины.

 

Третий лишний

 

Максимальный размер страховой выплаты для таких случаев возрастает вдвое — до 50 тысяч рублей.

Наряду с предложенными изменениями также решено законодательно закрепить проведение эксперимента, предусматривающего страховую выплату потерпевшему в пределах страховой суммы, в случае оформления документов о ДТП, произошедшем на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, без участия уполномоченных сотрудников полиции. Но, при условии представления страховщику данных о ДТП.

Максимальный размер страховой выплаты для таких случаев возрастает вдвое — до 50 тысяч рублей.

Казалось бы, такое нововведение призвано решить проблему со временем, поскольку не нужно будет простаивать часами, ожидая приезда на место ДТП сотрудника ГИБДД. Но и тут не все так просто, как кажется на первый взгляд. Так, документ содержит оговорку, согласно которой в подобных случаях необходимо предоставить страховщику данные о ДТП. И не просто данные, а зафиксированные с помощью различных навигационных и фиксирующих средств. К примеру, доказательством вины в ДТП может послужить: фото-или видеосъемка транспортных средств и их повреждений, данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС и (или) иных глобальных спутниковых навигационных систем.

Еще одно нововведение предусматривает установление Банком России единой методики определения размера восстановительных расходов в отношении поврежденного транспортного средства и порядка информационного обеспечения расчета стоимости восстановительного ремонта. Отныне тарифы ОСАГО будут устанавливаться по-другому: вводится тарифный коридор, нижнюю и верхнюю границу которого будет определять Банк России. Регулятор также будет осуществлять контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам. При этом он будет иметь право ежегодно пересматривать ценовые параметры в «автогражданке». Сам договор ОСАГО можно будет заключать в виде электронного документа.

Безусловно, принятие данного законопроекта в корне изменит жизнь простой «автогражданки», будем надеяться, что в лучшую сторону.

Алиса Ермакова