В наше время фокусников и иллюзионистов можно встретить не только на сцене. Представители данной «профессии» есть в каждой стране, в каждом городе, повстречать их можно где угодно. Они ездят на дорогих машинах, живут в элитных районах Москвы и отдыхают на лучших курортах мира. Эти граждане обладают жаждой легких денег подстать разве что их высокому чину. В том, как искусно они проворачивают аферы, есть что-то поистине магическое. Вы спросите, кто они? И чем занимаются? Некоторых из них уголовный кодекс зовет мошенниками, я же называю их фокусниками – иллюзионистами.  Как обеспечить себе беззаботное материальное благополучие на годы вперед, не вложив при этом ни копейки из собственного кармана? Способов много. Один из таких получил название фокус с плоскостными парковками.

Есть такой фильм - «Престиж» - экранизация одноименной фантастической драмы Кристофера Приста, написанной в 1995 году. Cюжет крутится вокруг двух иллюзионистов, которые, показывая зрителям невероятные фокусы, пытаются раскрыть секреты друг друга. Любой фокус состоит из трех элементов. Первые два - наживка и престиж - это видимая часть фокуса, то есть, когда зрителям показывают пустой платок, а после волшебного взмаха в руках у фокусника появляется голубь. Процесс перемещения голубя из рукава под платок - называется превращением. Это то, что скрывается от зрителя. Это то, что делает фокусы завораживающими и невероятными, в том числе и фокуса с плоскостными парковками, секрет которого я постараюсь раскрыть.

Наживка

 

Прошлым летом по телевидению был показан репортаж, в котором анонсировалось завершение процесса проектирования 103 плоскостных парковок. Все парковки должны оборудовать лежачими полицейскими, терминалами для оплаты банковскими картами, RFID-сканерами и т.д. В обшей сложности жителям города пообещали 11 тысяч машиномест. Вот тут-то и появились наши фокусники, которые в погоне за легкой наживой готовы вытащить из рукава не то что голубя, а целого слона.

Всего было заявлено три очереди, в которых обустройству подлежали 57 парковок. Тогда же Государственное казенное учреждение города Москвы «Администратор Московского парковочного пространства» (ГКУ АМПП)  разместило тендеры на оснащение этих парковок на сумму 873 миллиона рублей, а на электрификацию было выделено почти 170 миллионов рублей. В конце апреля этого года, московские власти отчитались, что в городе обустроено уже 14 плоскостных парковок, еще 44 ждут своей очереди. Более того, руководитель ГКУ АМПП Александр Гривняк заявил, что с 1 по 11 мая работы по благоустройству приостановятся, а сами парковки будут бесплатными. Работы по их обустройству продолжатся позже, говорилось тогда в сообщении. Интересно, как же можно парковаться на еще не обустроенных парковках? А вот как.

Превращение

 

Фокусники не любят рассказывать свои секреты, точно также наши «парковочные» иллюзионисты не любят рассказывать, как им удается облагораживать любимый город, одновременно набивая звонкой монетой свои карманы. Однако суть гениальна и проста.

Как в том анекдоте про суслика.

- Видишь суслика?

– Нет!

– А он есть!

По рассказам очевидцев, парковки на ВВЦ и на Новом Арбате прекрасно работали и до объявления тендера. Люди терялись в догадках, зачем кому-то понадобилось переоснащать уже функционирующие парковки?

«В списке адресов парковок я обратил внимание на несколько примечательных объектов. Это Охотный Ряд, Трубная площадь, «Музеон», Новый Арбат, Театральная площадь, ВВЦ и Болотная улица. Кто часто проезжает в этих местах, прекрасно знает – плоскостные парковки там давно функционируют. Мимо парковок на Новом Арбате я езжу года два, и ни разу у меня не щелкнуло в голове, что с ними что-то не так», - рассказывает у себя в блоге инициатор нескольких обращений в прокуратуру, юрист из Москвы под псевдонимом Иван Ёжиков.

Со временем «ёжиковых» становилось все больше и больше. А уже в марте этого года про серьезные нарушения при выполнении договоров по проектированию и оснащению плоскостных парковок столицы прознали московские активисты проекта ОНФ «За честные закупки».

Как говорится на сайте ОНФ, после длительного расследования обнаружилось, что во многих случаях бюджетные средства были направлены на замену уже существующего асфальта, а на некоторых объектах работы так и не были выполнены.

То есть получается, что в реальности парковки есть, но на бумаге они отсутствуют. Значит, их нужно создать. Как? В данном случае через внесение изменений в проектную документацию, согласование работ, которые в принципе проводить не нужно. Например, заменить уже существующие столбики, разметку, знаки или асфальт. Так, парковка на Продольном проезде у ВДНХ размером 1300 кв. м по документам оказалась покрыта брусчаткой, когда на самом деле там уже был положен асфальт отличного качества. Получается, что, зная тонкости действующего законодательства, манипулируя своими связями, можно вырисовывать любые сметы с любыми суммами. Ведь никто не догадается, куда на самом деле пошли деньги.

Вы спросите, почему не было проверок? Проверки, если их можно так назвать, были. Только всерьез разбираться никто не хотел. К примеру, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по запросу столичной прокуратуры провела проверку и даже выявила нарушения проведения конкурсов ГКУ АМПП по организации плоскостных парковок. Однако предъявленные претензии оказались смехотворными. В своем решении ФАС сослалось на невозможность оценить эффективность расходования бюджетных средств, поскольку это не входит в ее компетенцию. Незначительные нарушения в части «наименование и описание объекта закупки и условия контракта, в том числе обоснование начальной цены контракта» остались без предписания об устранении, поскольку ГКУ АМПП вовремя подсуетилось и внесло изменения в аукционную документацию. Как говорят в таких случаях – гора родила мышь.

Однако трюк со сметами - не более чем завязка. Кульминацией фокуса с плоскостными парковками стало недавнее решение Департамента транспорта города Москвы передать строительство плоскостных парковок частным инвесторам. По данным сетевого издания M24.ru, после получения участка частный инвестор обязуется провести работы по оборудованию или переоборудованию парковки. Взамен частник получит право на ее дальнейшую эксплуатацию. Он же будет устанавливать тарифы и взимать плату за парковку.

Первый проект, который будет реализован таким образом – это парковка в самом центре Москвы, возле гостиницы «Метрополь», на пересечении Петровки и Театрального проезда. Согласно проектной документации МосгортрансНИИпроект, этот участок раполагается по адресу Площадь революции.

Стоит отметить, что парковка на этом месте существовала еще задолго до заключения тендеров, в чем можно убедиться, воспользовавшись сервисом Google Maps.

Тем не менее, Департамент транспорта города Москвы посчитал, что парковку нужно перепроектировать и отдать под застройку частному инвестору. Казалось бы, справедливо: кто девушку ужинает, тот ее и танцует. Однако тендер на застройку участка был проведен еще осенью прошлого года, а соответствующий госконтракт на переоборудование заключен 16 ноября 2014 года.

Интересно получается, средства на строительство выделены, госконтракты заключены и приведены в исполнение, а готовую парковку отдадут в эксплуатацию частному лицу, которое, кстати, определится по средствам аукциона. «Вы верите, что это будут честные коммерсанты с улицы, которые реально выиграют конкурс? Я - не верю!», - пишет в своем ЖЖ Иван Ежиков.

Частная парковка на ул. Площадь революции скорее всего является лишь пробным камнем. Сколько готовых парковок передадут в частные руки «инвесторов» – пока загадка. Жители столицы скорее всего станут счастливее на 11 тысяч машиномест, однако вряд ли заметят, как огромные бюджетные средства «уплыли» в неизвестном направлении, а плата за парковку, минуя бюджет города Москвы, пополняет чей-то расчетный счет. Мэрия молчит, прокуратура молчит, ФАС молчит. Весь процесс – секрет. Зритель должен искренне верить в волшебство. 

Алиса Ермакова