Обеспечение населения, и особенно социально уязвимых его групп, лекарственной помощью имеет большую социальную значимость. Во-первых, данный процесс нацелен на успешное преодоление существующих социальных рисков, поскольку снабжение социально незащищенных людей необходимыми лекарственными препаратами способствует поддержанию их здоровья, препятствует снижению уровня жизни и переходу в бедные слои населения. Во-вторых, доступность лекарств в целом способствует успеху лечения, снижает уровень госпитализации и улучшает качество жизни всех групп пациентов, сокращая затраты на дорогостоящие виды медицинской помощи.

Президент России Владимир Путин подписал 7 мая 2012 года указ «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», в соответствии с которым правительству РФ к 2018 года поручено обеспечить доведение объёма производства отечественных лекарственных средств по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90%. Кроме того, в июле этого года президент РФ дал поручение губернаторам и мэрам взять под контроль лекарственное обеспечение регионов и ценовую политику. 

Об этом в передаче «Медицинский менеджмент с Муслимом Муслимовым» на радио «Медиаметрикс» мы говорили с главврачом городской онкологической больницы № 62, профессором, хирургом высшей категории, заслуженным врачом РФ Анатолием Махсоном. По его мнению, то, что сейчас происходит на рынке закупок лекарств, вызывает сильную тревогу. «Главные врачи лишаются своих прав, и давление на них растет, они должны за все отвечать», – рассказал гость передачи. По его словам, до перехода на одноканальную систему финансирования больной никогда не платил за лекарства. Было достаточно хорошее бюджетное финансирование: «Нам хватало на всё – на протезы, на лекарства. Потом мы перешли на ОМС. Основная беда такой системы в том, что тарифы ОМС не имеют никакого отношения к реальной стоимости лечения больного. Мы говорим о бесплатной медицине, но боюсь, что если так продолжится, в больницах не будет хватать целого ряда препаратов». Анатолий Махсон рассказал, что его больница за счет внебюджетных средств была вынуждена приобрести почти на 80 млн руб. химиопрепаратов, чтобы лечить больных по ОМС.

Согласно майским указам президента РФ, нужно повысить зарплату врачам на 30%. Но если раньше это можно было сделать за счёт бюджета, то сейчас нужно изменять тарифы ОМС, утверждает Анатолий Махсон. «Раньше зарплатный фонд составлял 45%, и на 55% мы лечили больных. Теперь же зарплатный фонд составит 80% – на что лечить больных? Раньше главврач мог передвигать статьи, определяя приоритеты. Сейчас 44 и 223 законы не предусматривают лечение больных, тебе покупают и продают что-то, а за лечение больных по-прежнему отвечает врач», – недоумевает он.

Обсуждая тему закупок лекарств в нашей стране, гость передачи указал на большие проблемы в этой области: «При централизованных закупках цена «скачет» в несколько раз. Это опять-таки благодаря 44-му закону и приказу Минздрава: введена регистрационная цена на лекарство, причем эта регистрационная цена никак не привязана к себестоимости препарата. Фирма выводит какой-то препарат на рынок, ставит регистрационную цену, которая обычно бывает на 10-15% ниже, чем на оригинальный препарат, а себестоимость может быть меньше в 20 раз. И дальше совершенно законно, формируя в соответствии с этим законом исходные цены на торги, можно завышать цену во много раз. А дальше есть возможность картельного сговора. Убрана конкуренция, поставлена регистрационная цена, пять производителей между собой договорились и сделали сборный лот. Когда же удаётся столкнуть две компании лбами, цена может упасть в 10-15 раз, это зависит от того, насколько завышена регистрационная цена, которая задумывалась как максимальная цена , что препарат не может быть дороже этой цены. И зачастую, когда формируются лоты, никто не смотрит на прошлогодние закупочные цены. Предположим, что препарат покупали в прошлом году по 500 руб., а в этом году на него объявляют регистрационную цену 6 тыс. руб.! И естественно, если дилеры между собой договорились, они могут его продать по 3 тыс. руб., несмотря на прошлогоднюю цену в 500. По моему мнению, которое расходится с официальной точкой зрения, 44-й закон ничего, кроме вреда, не принёс, и он не имеет никакого отношения к медицине. Да, все эти централизованные закупки были введены якобы для того, чтобы экономить  государственные средства, но на самом деле – чтобы контролировать лечебные учреждения при закупках лекарственных препаратов». Анатолий Махсон настаивает на необходимости возврата к прежней практике, когда закупки производились непосредственно лечебным учреждением.

Об остроте проблемы лекарственного обеспечения свидетельствуют и многочисленные выступления правозащитников. Так, президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский на Всероссийском конгрессе онкологических пациентов сказал, что в последнее время в субъектах РФ в качестве способа избежать ответственности практикуется отказ от установления диагноза. «Иногда диагнозы умышленно не устанавливают, чтобы не закупать дорогостоящие лекарственные средства. Я не могу сказать, что это повальное явление, но мы имеем судебные прецеденты в этой сфере, и они достаточно массовые. И если десять лет назад поход в суд был большой редкостью, то сегодня это норма», – сообщил Александр Саверский.

Муслим Муслимов