С принятия так называемого «антитабачного» закона в России прошло уже почти два года. За это время закон натерпелся многого: впитал критику курильщиков, неоднократно подвергался попыткам внесения изменений, а в итоге так и остался законом, частично работающим на практике.

Напомним, что в 2013 году депутаты ограничили курение в учебных заведениях, учреждениях культуры, спортивных, медицинских и других объектах. Курить запретили на детских площадках, пляжах и АЗС. Спустя год, с 1 июня 2014 года, курить стало запрещено в общежитиях и гостиницах, службах быта, торговых помещениях и на рынках, а также в кафе, барах и ресторанах. А торговых предпринимателей обязали спрятать сигареты подальше от детских глаз: убрать их в непрозрачные витрины, а потенциальных покупателей информировать об ассортименте простым перечнем без каких- либо наглядных изображений. Нарушителям закона грозят штрафы.

Курилка путешественника

 

Но хуже всех пришлось курящим путешественникам, которым запретили курить на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезд, высадки из поезда пассажиров в пригородном сообщении, а также в поездах дальнего следования, в самолетах и на судах, находящихся в дальнем плавании.

Ранее курильщики могли спокойно покурить на любом свободном участке вокзала или аэропорта. Позже в аэропортах были оборудованы специальные помещения – курительные комнаты. Но с введением в действие «антитабачного» закона в российских аэропортах курительные комнаты были демонтированы. Кроме одного – аэропорта «Шереметьево», в котором «курилки» появились вновь, что в итоге стало причиной судебного разбирательства.

После судебного решения курилки в «Шереметьево» были демонтированы, однако этим решением остались недовольные все – как курящее, так и некурящее население страны. Что касается курящих пассажиров, то курить в аэропортах они не перестали. Курильщики переместились в туалетные комнаты, где, прячась в кабинках, они могли сделать хотя бы пару затяжек. В результате от некурящих пассажиров «посыпались» жалобы на участившиеся случаи возгорания и задымления в туалетах от непотушенных сигарет.

О запрете курения в аэропортах

 

В связи с этим в Общественной палате, по просьбе руководства аэропорта «Шереметьево», прошли общественные слушания по вопросу курительных комнат на территории аэропорта.

Одни участники слушаний заявили, что «курилки» в аэропортах возвращать ни в коем случае нельзя. Их запретили потому, что табачный дым так или иначе проникает в основное помещение аэропорта.

Тем не менее, глава подмосковного «Шереметьево» Михаил Василенко ранее привел статистику, собранную сотрудниками аэропорта. Согласно этим данным, около 40% пассажиров являются курильщиками, которые нуждаются в специально оборудованных помещениях для курения, где они не мешали бы остальным гражданам.

По его словам, даже в странах с наиболее суровым «антитабачным» законодательством курительные комнаты на вокзалах и в аэропортах все-таки функционируют. Исключение составляют берлинский аэропорт Tегель (Германия), аэропорт Катании Фонтанаросса (Италия), Международный аэропорт Канкун (Мексика), Международный аэропорт Страсбург (Франция), аэропорт Сплита (Хорватия), на территориях которых отсутствует информация о наличии комнат для курения.

Между тем член Общественной палаты Сергей Марков сказал, что главная цель государства – снижение курения, поэтому курильщики должны согласиться с ограничением своих прав. «Однако мы должны согласиться с введением курительных комнат в аэропортах, поскольку их отсутствие приводит к еще большему нарушению закона. Во-вторых, не должны быть победы транснациональных корпораций. Кроме того, необходимо ввести специальные вагоны и для курильщиков в поездах. Но все это должно быть принято в пакете с другими нормами, чтобы не было победы табачного лобби в нашей стране», - отметил он.

Однако некоторые участники слушаний не смогли согласиться с этим предложением. Дело в том, что политика государства направлена как раз на борьбу с курением. Пропаганда здорового образа жизни играет важную роль. В свою очередь «антитабачный» закон как бы намекает курильщику на то, что пора бы уже избавиться от никотиновой зависимости и жить станет легче. Нет нужды курить – нет желания нарушить закон, считают эксперты.

Около 40% пассажиров являются курильщиками

Другие участники уверены, что если в аэропортах вернутся «курилки», то людей, довольных этим решением, станет гораздо больше. Так, курильщики смогут дымить не нарушая закон, а некурящие граждане перестанут дышать сигаретным дымом в туалетах.

В то время как общественники и депутаты размышляют о возврате курительных комнат в аэропортах, курящим пассажирам, предвкушая длительный перелет, следует запастись терпением и довольствоваться никотиновыми жвачками или пластырями, по крайней мере, пока.

  Алиса Ермакова