Резкий рост потребления среди населения, а особенно среди подростков, слабоалкогольных энергетических напитков вызывает серьезные опасения. На рынке ассортимент таких напитков постоянно растет. Яркие банки, красочные картинки, привлекательная символика и красивые названия, именно так производители позиционируют свою продукцию на рынке. Однако употребление этих напитков наносит вред здоровью. Врачи уверены, что сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности, кофеина) в составе слабоалкогольных напитков ускоряет развитие алкогольной зависимости. По статистике, около 70% проданных энергетиков приходятся на долю молодых людей в возрасте от 17 до 24 лет.

В четверг в Госдуме состоялся круглый стол на тему: «Проблемы законодательного регулирования оборота слабоалкогольных энергетических напитков в Российской Федерации», где участники мероприятия обменялись мнениями и предложениями по поводу того, как можно защитить подрастающее поколение от употребления таких напитков.

Первый заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья Николай Герасименко начал свой доклад с того, что отметил постоянный рост потребления слабоалкогольных энергетических напитков среди населения, особенно среди школьников. «На слуху сейчас такие напитки, как «Страйк», «Ягуар», «Берн» и др», - сказал он. Согласно пилотному исследованию, проведенному в 2012 году специалистами ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздравсоцразвития России, основные потребители «энергетиков» в РФ – это подростки и молодые люди в возрасте от 12 до 24 лет. Одновременно было показано, что при регулярном употреблении этих напитков негативные функционально - соматические нарушения наблюдались у 25% мальчиков и 16,7% девочек.

«К сожалению, сейчас у нас нет научных исследований, доказывающих вред энергетиков. Все это остается на уровне экспертных оценок, а ведь для того, чтобы принять закон, нужно наращивать доказательную базу. Ведь тогда, когда мы начинаем говорить о том, что тот или иной напиток вреден, нам отвечают, а где у вас реальные доказательства вреда?», - пояснил Герасименко.

Тем не менее, по его словам, во Франции, Дании и Норвегии «энергетики» запрещены к продаже в продовольственных магазинах, они продаются только в аптеках. А в 2010 году США изъяли из продажи на территории своей страны алкогольные энергетические напитки. В России же энергетические напитки могут содержать один или два тонизирующих вещества, их запрещено продавать в школах, а на банке должны быть указаны рекомендуемые ограничения. Однако этого не достаточно, считают участники круглого стола. Многие врачи, наркологи и депутаты с радостью бы выступили за полный запрет к продаже «энергетиков», но сделать этого они не могут, поскольку к этому нет реальных оснований. Как считают депутаты, для проведения исследований о вреде таких напитков могут быть даже выданы специальные гранты. Ведь толком даже не изучено, как именно происходит взаимодействие этанола с кофеином. Между тем депутат законодательного собрания Краснодарского края Иван Петренко считает, что проводить исследования излишне, поскольку это проведет к затягиванию процесса. «Врачи, наркологи во весь голос заявляют, что эти напитки вызывают привыкание, какие еще нужны доказательства?», - резюмировал он.

«Со слабого алкоголя начинаются серьезные проблемы»

 

По словам руководителя Департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Марины Шеверевой, данная проблема является актуальной. «Вред, который наносят такие слабоалкогольные «энергетики», серьезный. Повышаются риски заболевания кишечного тракта, повышается риск инсульта, полезных свойств в этом продукте нет однозначно, это активные химические вещества, они вызывают зависимость», - пояснила она.

Производство «энергетиков» было налажено в 1984 году. Однако на банках первых «энергетиков» большими английскими буквами было написано, что их нельзя мешать с алкоголем, но, видимо, производители таких напитков просто-напросто забыли об этом предупреждении и решили смешать два взаимоисключающих компонента, отметили участники встречи.

Что делать?

 

Если что-то нельзя запретить, тогда это можно ограничить. Поэтому, по словам Герасименко, борьба с потреблением таких «энергетиков» должна быть комплексной и вестись по двум направлениям. Во-первых, ограничить доступность, а во-вторых, снизить спрос. При этом он добавил, что требуют серьезного всестороннего обсуждения законопроекты и инициативы, предполагающие увеличение  возраста до 21 года, с которого молодые люди могут приобретать алкоголь.

Некоторые участники мероприятия предложили также внедрить программы, направленные на разъяснение школьникам и их родителям о вреде энергетических напитков.

В свою очередь, представители Роспотребнадзора предложили ввести регистрацию алкогольных напитков в Роспотребнадзоре, как это было раньше. Таким образом можно осуществлять хоть какой-то контроль данных «энергетиков», считают в ведомстве.

Как рассказал депутат парламента Ингушетии Руслан Гагиев, в Ингушетии принят закон о запрете энергетических напитков, «но в полной мере мы не можем осуществить запрет», поскольку на федеральном уровне таких норм нет.

Генеральный директор национального фонда защиты потребителей Александр Калинин отметил, что необходимо осуществлять максимальный контроль  производителей тонизирующих (энергетических) напитков. «Кто дает разрешения на эти банки? Ведь тот, кто вносит эту банку в государственный реестр, тот и должен нести ответственность. Тонизирующие напитки с алкоголем надо поэтапно запрещать в стране», - заключил Калинин.

Еще одной проблемой, участники встречи считают отсутствие единого толкования понятий. Что понимать под слабоалкогольными энергетическими напитками или под  безалкогольными тонизирующими напитками? Необходимо ввести единый понятийный аппарат, считают представители субъекта Ростовской области.

«Против лома нет приема»

 

Естественно все понимают, что борьба с мощнейшим «энергетическим» лобби предстоит трудная. Запретить сегодня «энергетики» не получится. Пока власти ищут рычаги воздействия и меняют регламенты, производители слабоалкогольных напитков ищут лазейки. Так, например, уже сегодня некоторые слабоалкогольные напитки стали использовать вместо спирта винные материалы, а другие – перешли из категории спиртосодержащих в категорию пивных напитков, однако доля химических веществ в составе напитка осталась прежней. Остается надеяться, что в своем порыве депутаты найдут необходимые решения, чтобы хотя бы ограничить продажу таких «энергетиков» среди молодежи.

 Алиса Ермакова