Вечером 24 июня губернатор Кировской области Никита Белых был задержан во время получения взятки. По версии следствия, он лично и через посредников получил 400 тысяч евро за совершение действий в пользу АО «Нововятский лыжный комбинат» и ООО «Лесохозяйственная управляющая компания». Во время задержания чиновнику была передана третья часть общего транша, размером в 140 тысяч. Белых стал третьим губернатором, задержанным за последний год. Можно ли говорить о кампании по посадке статусных чиновников или это абсолютно не связанные друг с другом мероприятия правоохранителей по задержанию коррупционеров?

 Сторона губернатора признала, что он брал деньги 

Сразу же после задержания чиновника многие политики и общественные деятели стали говорить о его невиновности: они усомнились в самом факте получения денег, ведь на записи, распространенной Следственным комитетом, не было показано момента передачи взятки.

Сомневающиеся утверждали, что реагент, обнаруженный на руках губернатора, мог быть нанесен не на купюры, а на салфетку или пакет. Кроме того, получение наличных средств искушенным политиком, во время использования офшоров и прочих хитрых схем выглядело странно.

Спустя некоторое время подобные вопросы сняла сама сторона обвиняемого. Белых вину не признал, но сообщил, что взял деньги на развитие области. После этого разговоры о постановочном аресте стали утихать. Стало очевидно, что губернатор получил наличные.

 Еще одним аргументом, выдвинутым сторонниками задержанного губернатора, стала оппозиционная деятельность Белых, ведь с 2001 по 2008 год он состоял в партии «Союз правых сил» и, разумеется, был знаком со многими оппозиционными политиками. Однако известно, что после вступления в должность губернатора прошлые связи стали ослабевать, и многие бывшие соратники публично дистанцировались от чиновника. Получается, что и этот аргумент не убедителен.

 Существовал ли у губернаторов конфликт с центром?

Для того, чтобы выявить схожие подробности в делах всех трех губернаторов, вспомним арест главы республики Коми Вячеслава Гайзера. Осенью прошлого года он был задержан, в отношении чиновника и его 18 коллег было возбуждено уголовное дело по статьям 210 (преступное сообщество) и 159 (мошенничество). Гейзера можно было назвать успешным главой региона: Фонд развития гражданского общества поместил его в список самых эффективных губернаторов России. Видеть здесь конфликт с центром – было бы странно. Стоит вспомнить, что перед арестом, чиновник выигрывает выборы в региональное законодательное собрание, «Единая Россия» набирает 58 процентов голосов (заметим, что после того как стало известно о возбуждении уголовного дела, членство в партии было автоматически приостановлено).

 Важен другой факт – после ареста следствие показало видео с изъятием сейфа из кабинета главы республики. Внутри были деньги, а также коллекция часов люксовых марок, по информации правоохранителей, стоимость некоторых экземпляров доходила до миллиона долларов. Также на рабочем месте чиновника были обнаружены документы на офшоры и данные о покупке частных самолетов. Откуда на все это деньги у губернатора, задекларировавшего за год до этого доход в 5 миллионов рублей? Очевидно, что глава республики чувствовал себя безнаказанным и хранил на работе предметы роскоши, компрометирующие документы и деньги.

 Вседозволенность закончилась

 Весной 2015 года был задержан глава Сахалинской области Александр Хорошавин. Как и в случае с Гейзером публично были показаны следственные действия с изъятием огромных сумм денег, дорогих аксессуаров, отдельное внимание было уделено автомобилю «Лексус», его губернатор подарил своей подруге. Стало очевидно, что высокопоставленные чиновники пребывают в своей, параллельной реальности.

 Правоохранительные органы делают свою работу, а не занимаются какими-то показательными акциями. У губернаторов теперь не будет ощущения всевластия; общество должно понять, что они не безнаказанные удельные князья, а просто чиновники, пусть и высокого ранга. Ответственность с глав регионов снята не будет.

 Павел Данилин, политолог, генеральный директор Центра политического анализа считает, что время безнаказанности уже давно прошло: «Период, когда губернаторы могли свободно брать кэш прошел, теперь ситуация находится на контроле у правоохранительных органов. Борьба с коррупцией ведется последовательно и планомерно».

Одновременно не чистым на руку чиновникам можно воспринимать действия правоохранительных органов и как еще одно предупреждение: задержание губернаторов – это итог антикоррупционной борьбы, которая ведется уже давно, и результаты со временем появляются.

Павел Данилин:«Если берут под стражу губернаторов, значит, могут взять любого чиновника любого уровня».