С 1 сентября 2015 года вступает в силу федеральный закон, который обяжет иностранные компании хранить данные о российских пользователях на территории РФ. Эти изменения приведут к падению российского ВВП на 0,27%, или 286 млдр рублей. Такие выводы опубликовал Европейский центр по международной политической экономии (ECIPE).

 

Опыт других стран

 

До России подобные законы уже были введены во Вьетнаме, Китае, Индонезии и Индии. Разница лишь в том, что ни одна из этих стран не имеет ВВП на душу населения на уровне 5 тысяч долларов. Россия же станет первой страной с экономической мощностью в три раза больше, чем у развивающихся стран, которая введет полную локализацию данных.

Необходимость локализовать персональные данные в России приведет к снижению производительности компаний, работающих на этом рынке, говорится в докладе ECIPE. Потери российской экономики составят 286 млрд руб. ($5,7 млрд), что соответствует 0,27% внутреннего валового продукта (ВВП), говорится в документе.

Половина ВВП России приходится на деятельность компаний, которые используют большое количество данных. Для иностранных компаний слишком дорого хранить личную информацию клиентов в каждой стране, где они работают, поэтому новый закон повлечет за собой непредсказуемые последствия для российской экономики, ее способности привлекать инвестиции и создавать новые рабочие места. Авторы проекта замечают, что Бразилия отказалась от подобного закона как раз из-за опасения навредить собственной экономике.

 

На низком старте

 

И хотя до вступления в силу правок еще несколько месяцев, часть компаний уже переправляет персональные данные в Россию.

Как сообщает РБК, мировой технологический лидер — компания Cisco — изначально хранила часть данных в России. Осенью 2014 года компания перенесла еще часть данных из-за рубежа, поэтому к моменту вступления в силу нового закона Cisco будет полностью соответствовать новому законодательству.

О согласии хранить данные на территории России объявляли интернет-площадка eBay и платежная система PayPal, крупнейшая китайская торговая площадка AliExpress и сайт для бронирования отелей Booking.com.

Свои сервера в российские дата-центры с 2014 года начала переносить и интернет-корпорация Google.

Производитель электроники компания Lenovo перенесла персональные данные российских клиентов в собственный офис в 2015 году, рассказал РБК гендиректор компании Глеб Мишин. По его словам, это небольшой объем информации, который занял около терабайта — такой объем можно хранить даже в обычном ноутбуке.

 

Последствия закона

 

Пока сложно оценить экономические последствия нового закона, считает интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. По его словам, перенос данных не будет катастрофичен для крупных игроков рынка, а вот мелкие и средние компании пострадают. Небольшие организации не будут переносить данные в Россию.

"Вместо тысячи сайтов отелей, на которых вы можете зарегистрироваться за рубежом, придется пользоваться единственным Booking.com", -  уверен Мариничев.

Небольшие компании продолжат работать на российском рынке, но любое обращение в Роскомнадзор будет ставить их бизнес под угрозу, и этим смогут воспользоваться конкуренты, продолжает он: в результате рынок может быть монополизирован крупными игроками.

"Страхи и объемы потерь несколько переоценены в связи с тем, что будет отток компаний из-за вступления закона в силу. Конечно, возможен отток средних и мелких игроков, но также возможно развитие сценария, когда место этих игроков займут другие компании. Крупный бизнес уже решает этот вопрос — размещает стойки, сервера, делает бэкапы персональных данных непосредственно на территории России. Стоимость хранения данных сейчас не такая уж большая. Некоторые компании, которые говорят, что "мы уходим с рынка России, потому что у вас такой злобный закон", местами юлят: возможно, причины лежат где-то в другой плоскости", — рассказала директор интернет-агентства "Ферт" Екатерина Шукалова Ъ.