Депутат Госдумы РФ, председатель партии «Родина» Алексей Журавлев внес на рассмотрение ГД проект федерального закона “О внесении изменений в статью 31 Уголовно­процессуального кодекса Российской Федерации” (о подсудности уголовных дел о преступлениях, совершенных при превышении пределов необходимой обороны). Проектом ФЗ вносятся соответствующие изменения в Уголовно­процессуальный кодекс РФ с целью передачи подсудности уголовных дел о преступлениях, совершенных с превышением пределов необходимой обороны, на уровень Верховного суда республики, краевого или областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или окружного (флотского) военного суда.

 

Печальная статистика

 

Ежегодно в России фиксируются сотни тысяч преступлений против личности и собственности граждан. К примеру, по данным МВД РФ, за 2013 год было зарегистрировано 392759 преступлений против личности – из них 12361 убийств или покушений на убийство, 34786 умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 4246 изнасилований или покушений на изнасилование. Количество преступлений против собственности еще более значительно – 1304622, из них 16416 разбойных нападений, 92069 грабежей, 922562 краж. Несмотря на усилия правоохранительных органов по борьбе с преступностью полностью обезопасить граждан от преступных посягательств не представляется возможным. Именно поэтому, если гражданин не может незамедлительно обратиться в правоохранительные органы, Конституцией предусмотрено право каждого россиянина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В статье 37 УК РФ разъясняются пределы возможной самообороны, основывающиеся на соразмерности действий обороняющегося лица от действий преступника. Как показывает практика, крайне редко можно адекватно оценить степень опасности действий нападающего: мешают фактор внезапности совершения преступления, недостаточная морально-психологическая подготовка для отражения нападения, зачастую состояние аффекта, отсутствие эффективных средств самообороны и т.д. Все это приводит к тому, что люди, защищаясь, даже не вспоминают о том, что существуют какие-то правила соразмерности самообороны, и с чисто человеческой точки зрения, их трудно за это винить. И все же, закон не на их стороне.

 

Из жертвы в преступники

 

По данным судебного департамента Верховного, за убийство или причинение тяжкого вреда здоровью из соображений самообороны ежегодно приговариваются к реальному сроку лишения свободы около тысячи человек. Количество оправдательных приговоров в подобных делах катастрофически мало и находится в районе нескольких процентов. 

"Я получаю сотни обращений по этому поводу. Для многих людей это сегодня очень острая проблема. И если государство пока не в силах гарантировать безопасность законопослушных граждан, пусть хотя бы не мешает им обороняться самостоятельно. В противном случае закон будет обеспечивать интересы преступников, а не потерпевших", - отметил председатель "Родины".

По мнению депутата Журавлева, рассмотрение дел о самообороне требует максимально высокого уровня судейства, а также возможности обвиняемого ходатайствовать о рассмотрении его дела коллегией суда присяжных заседателей. Именно поэтому депутат предлагает перенести все подобные уголовных дел на уровень Верховного суда республики, краевого или областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или окружного военного суда, дабы повысить качество выносимых приговоров.

В прошлом году депутат уже предпринимал попытки отрегулировать отечественное законодательство по этому вопросу, разрешив применять любые виды оружия в том случае, если злоумышленник проник в дом. Однако тогда дело окончилось официальным отзывом из Верховного суда на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Уголовного кодекса Российской Федерации", который, по мнению Журавлева, представлял собой "образец либерально-бюрократической казуистики".

Алексей Журавлев неоднократно подчеркивал, что законопроект о расширении прав граждан на необходимую самооборону - это требование общества. 

 

 Ника Бажанова