С 15 ноября в России начал действовать «налог на фуры» - дальнобойщиков на транспортных средствах свыше 12 тонн обязали платить за проезд по федеральным трассам. Перевозчики встретили эту новость массовыми акциями протеста. В Ростовской и Новосибирской областях водители большегрузов целенаправленно создавали пробки длиною в несколько десятков километров. В ряде регионов потребовалось вмешательство полиции и ОМОНа.  Прогнозы перевозчиков неутешительные: рост цен, банкротство мелких игроков и хаос в связи с внедрением новой системы.

 

Как это должно работать?

 

Протяженность федеральных трасс в России составляет свыше 50,8 тысячи километров, из них в ведении дорожного агентства - 48, 1 тысячи километров. Остальные дороги курирует концессионер ГК "Автодор".

Система будет работать по следующему принципу: транспортные компании должны зарегистрироваться на сайте системы «Платон» и пополнить счет в личном кабинете перед рейсом. После перевозчик либо оформляет маршрутную карту, либо устанавливает бортовое устройство, предназначенное для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам. Километр пути будет стоить 1,53 руб., а с 1 марта 2016 года — 3,06 руб. Штраф за неоплаченный проезд составит 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное (правда, после выступлений дальнобойщиков власти решили штрафы по всей России пока не вводить — они действуют только в Московской области).

Планируется, что на фуры установят около 2 млн датчиков, а для контроля на трассах поставят 480 стационарных и 180 мобильных камер.

Основание для введения платы у чиновников следующее: грузовики пользуются государственными дорогами для получения прибыли и при этом разрушают дорожное полотно. Минимизировать этот вред и призвана оплата за проезд — деньги, по идее, пойдут в дорожные фонды, то есть на ремонт тех самых подпорченных грузовиками трасс. 

 

Как это работает?

 

Однако к системе «Платон» подключились лишь единицы – перевозчики жалуются, что их даже пока нет в наличии. Представитель бизнес-омбудсмена Бориса Титова сообщил РБК, что выдача устройств началась только 9 ноября в центральных офисах «Платона», и пока их получили только крупные участники рынка, владеющие свыше 300 автомобилей. А на стороне такие устройства заказать нельзя «в связи с отсутствием утвержденных требований к ним».

Кстати, систему «Платон» уже попытались взломать хакеры. Впрочем, эти попытки в компании назвали обреченными на провал - вся информация хранится в современных базах данных, а программное обеспечение сделано на открытых кодах. Все исходные коды — у государства.

Установка бортового устройства — только один из двух способов подключиться к «Платону». Альтернатива — маршрутная карта, которую владелец транспортного средства может оформить в личном кабинете на сайте, через терминал самообслуживания и в офисах оператора системы, рассказывает Замков из РТИТС. Но и тут, оказывается, не все гладко.

 «Оформить маршрутную карту нельзя — все поля в специальном разделе на портале неактивны и перевозчики не могут воспользоваться системой даже в режиме тестирования», — утверждает представитель омбудсмена Титова.

«Нам уже неделю обещают, что возможность оформить маршрутную квитанцию появится со дня на день, но эта функция все еще недоступна», — возмущалась в пятницу, 13 ноября, Галявина из «ИТЭКО-Евразия».

 

Выживет сильнейший

 

По оценке Росавтодора, дорожные фонды от введения оплаты за проезд грузовиков в 2016 году должны пополниться на 40–60 млрд рублей.

«Введение нового дорожного сбора отразится на росте стоимости затрат на перевозки, которые фактически сравняются с текущим заработком на рынке, обрушив и без того шаткую рентабельность этого бизнеса», — отмечает представитель Титова.

В месяц грузовик  проезжает около 12 тыс. км и 70% пробега приходится на федеральные дороги, а значит, его владелец должен будет платить по 13 тыс. в месяц до 1 марта, а потом — вдвое больше. Перевозчики предупреждают, если ситуация с взиманием платы не изменится, многие компании обанкротятся, в первую очередь, небольшие. Те же, кто выживет, будет вынужден поднять цены.

По расчетам советника по правовым вопросам компании «ИТЭКО-Евразия» Марины Галявиной, при текущей стоимости нового транспорта (5,7 млн руб. — российского производства) и текущих тарифах (27–30 руб. за 1 км) грузоперевозчики получают 27–28 тыс. руб. убытка с каждой машины. «Ситуацию спасает работа на подержанных автомобилях, стоимость и амортизация которых меньше», — говорит она.

Кроме того, у перевозчиков есть и еще вполне резонные опасения, что 12-тонниками новые правила могут не ограничиться. По данным портала 5koleso, крупные фуры наносят только 56% вреда. В перспективе «Росавтодор» может начать собирать платы за проезд по федеральным автодорогам грузовиков массой свыше 3,5 тонн. Так что перевозчикам остается только покрепче стиснуть зубы и увеличить тарифы.

 Марина Староверкина