С 1 января 2012 года вступили в силу поправки в закон о ветеранах, по которому право на получение статуса ветерана боевых действий должны были получить 23 тысячи российских военных, которые привлекались к выполнению задач по урегулированию конфликта в Таджикистане 

Депутаты указывают, что документы, которые подтверждали бы участие военнослужащих в тех боевых действиях, как правило, не оформлялись. «У 99% военнослужащих (как министерства обороны, так и пограничной службы) в личных делах, материалах, документах не указывался факт ведения боевых действий», - поясняет зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн.

Тогда в личных делах и военных билетах делали запись о выполнении задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Таджикистана

«Вместе с тем указанные военнослужащие находились на территории республики Таджикистан и выполняли боевые задачи в строгом соответствии с международными договорами, соглашениями и решениями органов государственной власти», — указывают депутаты.

«Доходило до абсурда. В одной БМП едут несколько военнослужащих, они подрываются на фугасе: тот, кто получает ранение или контузию, становится участником боевых действий, кто, слава Богу, не пострадал, таковыми не были признаны. А ведь это вопрос социальной справедливости! Как сегодня нынешние военнослужащие, сотрудники правоохранительных и силовых органов могут выполнять свои обязанности, защищать интересы страны, не будучи уверенными в том, что государство в свою очередь выполнит все обязательства перед ними?» - отмечают депутаты.

Законопроект призван решить эту юридическую коллизию, он позволяет получить статус ветерана, несмотря на отсутствие в документах о прохождении службы формулировки «боевые действия».

Альтернативные законопроекты эсеров и коммунистов были отклонены Госдумой. Профильный комитет по труду, соцполитике и делам ветеранов в официальных заключениях на эти поправки отметил, что в них не конкретизированы задачи, которые выполнялись военнослужащими в условиях вооруженного конфликта. В случае принятия этих законов их действие распространялось бы на всех военнослужащих, находящихся в Таджикистане в указанные периоды, вне зависимости от выполняемых ими задач.

 Для справки:

Численность военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях в Таджикистане, составляет около 33,6 тысячи человек. В частности, Минобороны России направило в республику 26,6 тысячи человек, ФСБ России — 7 тысяч человек. Из них 23,5 тысячи человек не имели статуса "ветеран боевых действий" — остальные получили ветеранский статус как участники боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе. В Таджикистане в 1992-1997 годах погибли или умерли 302 военнослужащих, и 384 получили ранения, соцподдержка этих граждан и их семей уже осуществляется в рамках существующего законодательства.

Ранее вопрос о получении статуса ветерана боевых действий поднимался и служащими в Южной Осетии и Абхазии.

Официально события августа 2008 года в Южной Осетии войной не считаются, их называют вооруженным конфликтом или «операцией по принуждению к миру». Поэтому и участники этих событий с российской стороны ранее не могли называться ветеранами боевых действий.

А со статусом участника боевых действий военнослужащие получили право на дополнительные льготы, гарантии и компенсации, в том числе, касающиеся пенсионного обеспечения, налогообложения и выплаты пособий.

Грузинская армия начала военную операцию в Южной Осетии 8 августа 2008 года. В тот же день Россия направила в зону конфликта подразделения 58 армии ВС РФ. Российские власти заявляли о проведении в Южной Осетии "операции по принуждению к миру", направленной на защиту российских миротворцев и населения республики. Грузинская сторона сообщила о 175 погибших в результате конфликта. Россия потеряла 66 военнослужащих.