26 мая в Госдуме состоялись парламентские слушания Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций на тему развитие общественного контроля в Российской Федерации.

Целью слушаний стал проект федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который направлен на создание правовых основ организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций. Отметим, что он был внесен на рассмотрение Госдумы президентом РФ Владимиром Путиным.

Депутаты отмечают, что данный законопроект регламентирует деятельность желающих проконтролировать работу госорганов.

 

Кто может контролировать работу госорганов

 

По словам участников слушаний, такой контроль смогут осуществлять Общественная палата РФ и палаты из субъектов, муниципальных образований и общественные советы при госорганах.

Как отметил российский общественный деятель Владислав Гриб, сейчас очень много споров о том, являются ли граждане субъектами общественного контроля.

 Людмила Швецова

«Необходимо создать полноценную систему взаимодействия между общественными организациями и государством»

Прямое указание на участие граждан в качестве такого субъекта в законопроекте отсутствуют. В документе сказано, что граждане участвуют в общественном контроле «в качестве общественных контролеров, общественных инспекторов и общественных экспертов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами». Тоже условие касается и общественных объединений и некоммерческих организаций, которые смогут являться организаторами общественного мониторинга, обсуждения.

Поэтому, считает Гриб, необходимо провести специальные мероприятия по подготовке этих людей, чтобы потом они смогли взаимодействовать с госорганами, силовыми структурами и т.д.

По словам депутата Людмилы Швецовой, общественный контроль очень важен.

«Необходимо создать полноценную систему взаимодействия между общественными организациями и государством», - сказала она.

Однако по ее мнению, узкий перечень субъектов выносит за рамки большую часть организаций, поэтому этот момент необходимо прояснить.

 

Полномочия Общественной палаты

 

Что же касается общественных палат, то согласно закону они смогут за исключением данных, составляющих государственную тайну, запрашивать в органах госвласти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, необходимую для общественного контроля информацию. При этом им разрешается посещать госорганы и готовить по результатам исследования отчеты, отправлять его чиновникам и прессе.

В случае выявлении фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций общественники смогут обратиться к Уполномоченному по правам человека в России, по правам ребенка, по правам коренных малочисленных народов в субъектах и в органы прокуратуры. Чиновникам надлежит в течение 30 дней дать обоснованные ответы.

 

Формы и правила

 

Законопроект устанавливает допустимые формы и правила общественного контроля, который возможен в виде мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, обсуждения, публичные слушания и др.

Наряду с этим законопроект устанавливает допустимые формы и правила общественного контроля, который возможен в виде мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, обсуждения, публичные слушания и др. По словам Швецовой, здесь необходимо также изучить вопросы проведения такой экспертизы.

Следует отметить, что порядок общественного контроля за деятельностью в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, общественной безопасности и правопорядка, за деятельностью полиции, следствия, прокуратуры и судов, а также за деятельностью, связанной с исполнением наказаний, контролем за оборотом наркотиков, содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанием психиатрической помощи, будет регулироваться специализированными федеральными законами. 

Согласно документу, воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля и его участников, а также необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля и его участников в деятельность органов госвласти, органом местного самоуправления влечет ответственность, установленную законодательством РФ.

Так, в своем выступлении Владислав Гриб указал на необходимость внести изменения и определить ответственность чиновников за воспрепятствование общественному контролю. Однако, по его словам, это будет нелегко.

По окончанию парламентских слушаний участники отметили необходимость доработки данного законопроекта и предоставили свои рекомендации. Очевидно, что работы в дальнейшем предстоит очень много. Однако уже сейчас можно смело утверждать, что названный документ очень важен, поскольку на деле он действительно позволит реализовать принцип народовластия, законности и справедливости.

Алиса Ермакова